Поздравляем с юбилеем народного художника России, академика Бориса Михайловича Неменского

Поздравляем с юбилеем

народного художника России, академика

Бориса Михайловича Неменского

В начале 1970-х, когда я только начинал заниматься психологией художе­ственного развития, в нашем доме появилась небольшая книжка «Распахни окно». Моя мама, едва перелистав её, очень веско сказала: "Тебе надо позна­комиться с этим Неменским".

Буквально через несколько дней я пришёл в какое-то специализирован­ное подземелье, чтобы заказать рамки для своих работ. Местный сотрудник, переговариваясь с предыдущим заказчиком, искал квитанцию. - Ваша как фамилия? Как-как? - Не-мен-экий...

Но знакомство состоялось не в тот день, а позже, когда меня стали при­влекать к работе группы, которая, под руководством Бориса Михайловича, создавала инновационную систему преподавания изобразительного искусства. Систему, которая впускала искусство в школу. На­верное, потому, что руководителем был человек искусства.

Много ли таких в педагогике? Кабалевский... Неменский... Кто ещё? Были, конечно, выдающиеся люди в мире искусства, которые тонко понимали ребёнка, много дали детству и образованию своим творчеством и (или) общественной деятельностью: Б.Асафьев, К.Чуковский, Р.Быков, С.Герасимов... Но только те двое по-настоящему связали свою судьбу с общеобразовательной школой.

Начиная с первых послевоенных лет и до окончательного признания его системы, Неменскому пришлось столкнуться с великим множеством трудностей и преград! И с тем, что неглупые, казалось бы, люди откровенно не понимают существенной разницы между фотографией и картиной. И с тем, что добродушные, казалось бы, начальники столь же откровенно не понимают, почему так уж важно этим искусством заниматься ? («Я вот не занимался - и ничего, даже зам. министра стал» .) Борис Михайлович жаловался: работаем-работаем вот с таким, только начнет перевоспитываться - тут его и снимут. И начинай всё заново...

А когда стало понятно, что локальный эксперимент Неменского того и гляди превратится в госу­дарственную программу, усилились интриги, пошли нападки «идеологические». И, вместо того чтобы обсуждать и отстаивать суть дела, приходилось, например, объяснять, что новая программа не противо­речит реализму или того хуже - почему она подозрительно редко напоминает детям о Ленине...

Были, конечно, и трудности творческие, содержательные. Ведь нужно было собрать, объединить живых, талантливых педагогов со всего тогдашнего Союза и отрабатывать с ними теорию, методику, поурочную практику принципиально новой педагогической системы.

Борис Михайлович через всё прошёл. Помню, незабвенная Вера Васильевна Алексеева говорила: «Борису надо поставить памятник в виде капли, которая камень точи.

... И вот, живём в ином времени. Ни коммунизма, ни атеизма, ни соцреализма. Но, оказывается, «жёлтый дьявол» не лучше «красного»; не так страшен с виду, но, кажется, более хитёр. А искусство вытесняется из школы, пожалуй, ещё более последовательно и цинично - не потому ли, что оно ме­шает беспрепятственно делать из всех подряд покупателей и потребителей?

Споры о том, чем лучше заниматься на уроке - пытаться создать художественный образ или сри­совывать чучело и спичечный коробок, сегодня ухсе не актуальны. Актуально другое: как с помощью искусства и художественного творчества осветлять детские души, а значит - и всю нашу жизнь? Как дать почувствовать, что без творчества нет человека? Что творчество бескорыстно? Что безнравственное общество потребления непременно съест само себя? И как в новых условиях отстоять самую возмож­ность говорить обо всём этом с детьми на языке искусства?

В этой обстановке внутренняя сила, убеждённость и авторитет Неменского нужны не меньше, чем когда-либо ! И, поздравляя Бориса Михайловича со славной датой, мы желаем ему встретить новые юбилеи в таком же здравии ума и тела, продолжая противостоять нравственной, интеллектуальной, эстетической деградации новых поколений - и своими картинами, и своей педагогикой, и своим общественным темпераментом.

А также желаем воспитать или встретить молодых единомышленников, которые так же станут «делать, что должно», «точить» свои камни и обрабатывать свои сады в далёком будущем, которое нам трудно предугадать.

Главный редактор

Раздел: 
Искусство в школе: 
2013
№1.
С. 5

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.