Арттерапия
Арттерапия
Эстетическое воспитание, формирование творческого потенциала
и лечение детей творчеством
Термин "арттерапия" стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как клечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством...я, ктерапия творческим самовыражением.
Такое определение охватывает всё многообразие форм творческой деятельности и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов искусства на человека. Для обозначения частных форм терапии творчеством, как правило, применяются понятия арттерапия (психотерапия посредством визуального, пластического искусства), драматерапия (психотерапия посредством театрального искусства и ролевой игры), музыкальная терапия (психотерапия посредством музыки), танцедвигательная терапия и т.д. Современное понимание арттерапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии (во многих случаях в арттерапевтической работе могут использоваться музыка, драматическое искусство, движение, танец и другие формы творческой активности человека; при этом, однако, изобразительная деятельность является основополагающей); во-вторых – непосредственное участие человека в изобразительном творчестве.
Наши многолетние исследования показывают, что занятие тем или иным видом искусства само по себе является своеобразной терапией души, катарсисом. В творчестве человек материализует свои чувства, эмоции, переносит возникающие ассоциации в свои произведения; происходит катарсис-очищение от переполняющих его чувств.
Наша концепция основывается на том, что каждый человек должен заниматься тем или иным видом искусства, в зависимости от его способностей, интересов, склонностей, чтобы быть психически здоровым человеком. Искусство и творчество должны быть средством профилактики и коррекции психического здоровья, духовного развития личности, но и, конечно, средством лечения нашей души.
Наиболее значимыми факторами являются ориентация арттерапии на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, ее акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Кроме того, арттерапия не навязывает человеку квнешнихя, ~механических~ средств лечения или разрешения его проблем (например, медикаментозное лечение или внушения врача-психотерапевта).
В определённой мере арттерапия выступает в качестве реального противовеса ктехнократическимя средствам врачевания, образования и решения социальных противоречий, все чаще обнаруживающим свою несостоятельность. Интерес к арттерапевтическим методам отражает потребность современного человека в более естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к интроспекции и активному действию.
Можно выделить несколько вариантов терапии искусством и творчеством:
- Использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию.
- Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству.
З. Использование произведений искусства и самостоятельное творчество.
- Творчество самого психотерапевта (рисование, лепка, фото, дизайн и др.), направленное на взаимодействие с клиентом.
- Изображение и психоанализ снов, ассоциаций, галлюцинаций, фантазии, воображения и.т.д.
Непосредственно в своей практике я применяю интегрированные формы арт-изотерапии. Например, фото-кино-изотерапию применяю в сочетании с ландшафотерапией и эстетотерапией, когда дети не только созерцают пейзажи известных художников в музее или репродукции, но и сами выходят на пленэр с этюдником и пишут этюды с натуры, находясь в гармонии с природой. Это очень важно, когда ребенок видит красоту в трехмерном пространстве: слышит красоту пения птиц, шум ветра, воды, дождя; чувствует запах цветов, травы, тепло лета или холод зимы; ощущает вкус земляники, малины, яблок и т.д. (Люблю сам писать этюды.)
Ландшафотерапия. Живописный пейзаж поднимает настроение, возвышает душу человека, снимает стресс, отвлекает от тяжёлых переживаний. Те, кто живёт среди природы, используют этот лечебный фактор, хотя нередко и не подозревают о нём. Известно, что более 50°/о населения земного шара подвержено воздействию стрессов, страдают расстройствами сна. Стресс разрушает иммунную систему человека, вызывает преждевременное старение организма.
Эстетотерапия – лечение красотой, в том числе красотой природы. Красота вдохновляет и возвышает, пробуждает лучшие человеческие чувства, приобщает к высокому и вечному и одновременно отвлекает от мелочного и пошлого. Она облагораживает людей, делает их более добрыми и чуткими, счастливыми и милосердными. Красота успокаивает и бодрит, врачует тело и душу. Любуясь красотой природы, ища отдохновения от повседневной суеты и невзгод, человек инстинктивно находит лекарство от мрачных мыслей, подавленного состояния, раздражения, стрессы, бессонницы, утомления и других расстройств. Умение поддерживать хорошее настроение так же необходимо человеку, как умение пользоваться предметами личной гигиены.
Проведение профилактики, коррекции, психотерапии посредством изобразительной деятельности является методом творческого самовыражения человека как личности через изобразительное искусство; выбор того или иного вида изодеятельности прежде всего зависит от интересов, способностей и склонностей самого человека.
Можно предложить следующие виды деятельности:
-
живопись; рисунок; скульптура;
-
прикладное искусство – керамика, художественная обработка материалов (металла, дерева), ткачество, батик, гобелен, плетение, макраме, вышивка и т.д.;
-
художественное конструирование (дизайн) – технических средств, окружающей среды, интерьера, мебели; дизайн ландшафта; оригами, киригами, фитодизайн и т.д.
-
фотоискусство – фотоохота (телесъёмка, микросъёмка, макросъёмка), фотопортрет, фото-пейзаж, фоторепортаж, спортивная съёмка, сюжетная съёмка.
-
кино-видеоискусство – киносъёмка и видеосъёмка игровых и документальных фильмов, мультипликация.
-
изучение культуры народов мира, мирового искусства и различных видов искусства.
Арттерапия обладает очевидными преимуществами перед другими формами психотерапевтической работы, основанными исключительно на вербальной коммуникации. Ниже приведены некоторые наиболее значимые из этих преимуществ.
- Практически каждый человек (независимо от возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый, будучи ребёнком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арттерапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арттерапевтическом процессе.
- Арттерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает её особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
З. Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным мостом между специалистом (психотерапевтом, психологом, педагогом и т.д.) и клиентом. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.
- Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить ~цензуру сознания, поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации скрытых идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в ~вытесненном~ виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.
- Арттерапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
б. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.
- Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
- Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации и самореализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия в мире.
Превращение больных детей в практически здоровых, с развитием у них творческих способностей, – эта благородная задача без всякого преувеличения имеет общегосударственное значение. Вот почему для ее решения должны быть подключены специалисты разных профессий – врачи, педагоги, психологи, психофизиологии, логопеды, дефектологи, психотерапевты и мастера различных видов искусства, владеющие современными методами диагностики, коррекции, лечения и реабилитации.
Артпедагогические и арттерапевтические методики дают возможность использовать групповую и индивидуальную формы работы, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов личности, их закреплять в реальной жизни с помощью средств искусства.
Ребёнок с проблемами в развитии, осваивая действительность, проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии, радости, заинтересованности, к возникновению оценочного отношения, которое является основой формирования эстетического вкуса. Но чувство прекрасного формируется у ребёнка не только путём созерцания. В условиях активных действий в различных видах искусства создаются благоприятные условия для коррекции познавательной, эмоционально-волевой сферы, а также предпосылки для формирования у ребёнка с проблемами в развитии творческой активности и художественных способностей.
К каждому проблемному ребёнку нужен индивидуальный подход. Включение ребёнка в творческий процесс должен осуществляться постепенно, с учётом того, что мир ребёнка обусловливается пусть небольшим, но лично его жизненным опытом и присущими только ему психофизиологическими возможностями. А вот какие они, должен понять и правильно оценить учитель, работающий в тесном контакте с психологом, дефектологом, психотерапевтом, психиатром, детским врачом.
Литература:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
- Зорин С.С. Формирование визуальной культуры. Глазов. 2002 . 463с. Т. 1; 2008. 500с. Т.2.
- Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И.Ко пытина. М., 2000.
- Романова Е.С.и др. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
- Бурно М. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
- Кейз К. Об эстетическом моменте переноса // Исцеляющее искусство, 1998. Т. 1. зз. С. 17-30.
- Хайкин Р. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992.
Оставить комментарий