Арттерапия

С.Зорин, доцент, кандидат психологических наук, Глазовский государственный педагогический институт, Республика Удмуртия

Арттерапия

Эстетическое воспитание, формирование творческого потенциала
и лечение детей творчеством

Термин "арттерапия" стал использоваться в на­шей стране сравнительно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как клечение, основанное на занятиях художественным (изобра­зительным) творчеством...я, ктерапия творческим самовыражением.

Такое определение охватывает всё многообразие форм творческой деятельности и может использо­ваться для описания воздействия тех или иных видов искусства на человека. Для обозначения частных форм терапии творчеством, как правило, применяются понятия арттерапия (психотерапия посредством визуального, пластического искус­ства), драматерапия (психотерапия посредством театрального искусства и ролевой игры), музы­кальная терапия (психотерапия посредством музы­ки), танцедвигательная терапия и т.д. Современное понимание арттерапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии (во многих случаях в арттерапевтической работе могут использоваться музыка, драматическое искусство, движение, танец и другие формы твор­ческой активности человека; при этом, однако, изобразительная деятельность является основопо­лагающей); во-вторых – непосредственное участие человека в изобразительном творчестве.

Наши многолетние исследования показывают, что занятие тем или иным видом искусства само по себе является своеобразной терапией души, катарсисом. В творчестве человек материализует свои чувства, эмоции, переносит возникающие ассоциации в свои произведения; происходит ка­тарсис-очищение от переполняющих его чувств.

Наша концепция основывается на том, что каж­дый человек должен заниматься тем или иным ви­дом искусства, в зависимости от его способностей, интересов, склонностей, чтобы быть психически здоровым человеком. Искусство и творчество долж­ны быть средством профилактики и коррекции психического здоровья, духовного развития лично­сти, но и, конечно, средством лечения нашей души.

Наиболее значимыми факторами являются ориентация арттерапии на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, ее акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, принятие челове­ка таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Кроме того, арттерапия не навязывает человеку квнешнихя, ~механических~ средств лечения или разрешения его проблем (например, медикаментоз­ное лечение или внушения врача-психотерапевта).

В определённой мере арттерапия выступает в качестве реального противовеса ктехнократи­ческимя средствам врачевания, образования и решения социальных противоречий, все чаще об­наруживающим свою несостоятельность. Интерес к арттерапевтическим методам отражает потреб­ность современного человека в более естественных, комплексных способах лечения и гармонизации, в которых равную роль играют разум и чувства, тело и дух, мужские и женские качества, способность к интроспекции и активному действию.

Можно выделить несколько вариантов терапии искусством и творчеством:

  1. Использование уже существующих произве­дений искусства через их анализ и интерпретацию.
  2. Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству.

З. Использование произведений искусства и самостоятельное творчество.

  1. Творчество самого психотерапевта (рисова­ние, лепка, фото, дизайн и др.), направленное на взаимодействие с клиентом.
  2. Изображение и психоанализ снов, ассоциа­ций, галлюцинаций, фантазии, воображения и.т.д.

Непосредственно в своей практике я применяю интегрированные формы арт-изотерапии. Напри­мер, фото-кино-изотерапию применяю в сочетании с ландшафотерапией и эстетотерапией, когда дети не только созерцают пейзажи известных художни­ков в музее или репродукции, но и сами выходят на пленэр с этюдником и пишут этюды с натуры, находясь в гармонии с природой. Это очень важно, когда ребенок видит красоту в трехмерном пространстве: слышит красоту пения птиц, шум ветра, воды, дождя; чувствует запах цветов, травы, тепло лета или холод зимы; ощущает вкус земляники, малины, яблок и т.д. (Люблю сам писать этюды.)

Ландшафотерапия. Живописный пейзаж под­нимает настроение, возвышает душу человека, снимает стресс, отвлекает от тяжёлых пережива­ний. Те, кто живёт среди природы, используют этот лечебный фактор, хотя нередко и не подозревают о нём. Известно, что более 50°/о населения земного шара подвержено воздействию стрессов, страдают расстройствами сна. Стресс разрушает иммунную систему человека, вызывает преждевременное старение организма.

Эстетотерапия – лечение красотой, в том числе красотой природы. Красота вдохновляет и возвы­шает, пробуждает лучшие человеческие чувства, приобщает к высокому и вечному и одновременно отвлекает от мелочного и пошлого. Она облагора­живает людей, делает их более добрыми и чуткими, счастливыми и милосердными. Красота успокаива­ет и бодрит, врачует тело и душу. Любуясь красотой природы, ища отдохновения от повседневной суеты и невзгод, человек инстинктивно находит лекар­ство от мрачных мыслей, подавленного состояния, раздражения, стрессы, бессонницы, утомления и других расстройств. Умение поддерживать хорошее настроение так же необходимо человеку, как умение пользоваться предметами личной гигиены.

Проведение профилактики, коррекции, психо­терапии посредством изобразительной деятельно­сти является методом творческого самовыражения человека как личности через изобразительное искусство; выбор того или иного вида изодеятель­ности прежде всего зависит от интересов, способ­ностей и склонностей самого человека.

Можно предложить следующие виды деятель­ности:

  • живопись; рисунок; скульптура;
  • прикладное искусство – керамика, художе­ственная обработка материалов (металла, дерева), ткачество, батик, гобелен, плетение, макраме, вышивка и т.д.;
  • художественное конструирование (дизайн) – технических средств, окружающей среды, ин­терьера, мебели; дизайн ландшафта; оригами, киригами, фитодизайн и т.д.
  • фотоискусство – фотоохота (телесъёмка, микросъёмка, макросъёмка), фотопортрет, фото-пейзаж, фоторепортаж, спортивная съёмка, сю­жетная съёмка.
  • кино-видеоискусство – киносъёмка и виде­осъёмка игровых и документальных фильмов, мультипликация.
  • изучение культуры народов мира, мирового искусства и различных видов искусства.

Арттерапия обладает очевидными преимуще­ствами перед другими формами психотерапевти­ческой работы, основанными исключительно на вербальной коммуникации. Ниже приведены некоторые наиболее значимые из этих преимуществ.

  1. Практически каждый человек (независимо от возраста, культурного опыта и социального по­ложения) может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый, будучи ребён­ком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арттерапия практически не имеет ограничений в использова­нии. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арттерапевтическом процессе.
  2. Арттерапия является средством преимуще­ственно невербального общения. Это делает её особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искус­ства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благо­даря этому путь к их решению.

З. Изобразительная деятельность является мощ­ным средством сближения людей, своеобразным мостом между специалистом (психотерапевтом, психологом, педагогом и т.д.) и клиентом. Это осо­бенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликат­ного предмета.

  1. Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить ~цензуру сознания, поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации скрытых идей и со­стояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в ~вытесненном~ виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.
  2. Арттерапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внима­ния к внутреннему миру человека.

б. Продукты изобразительного творчества яв­ляются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

  1. Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициатив­ность, сформировать более активную жизненную позицию.
  2. Арттерапия основана на мобилизации твор­ческого потенциала человека, внутренних меха­низмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации и самореализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия в мире.

Превращение больных детей в практически здоровых, с развитием у них творческих способностей, – эта благородная задача без всякого преувеличения имеет общегосударственное значение. Вот почему для ее решения должны быть подключены специалисты разных профессий – врачи, педагоги, психологи, психофизиологии, логопеды, дефектологи, психотерапевты и мастера различных видов искусства, владеющие современными методами диагностики, коррекции, лечения и реабилитации.
Артпедагогические и арттерапевтические методики дают возможность использовать групповую и индивидуальную формы работы, ставить и ре­шать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов личности, их закреплять в реальной жизни с помощью средств искусства.

Ребёнок с проблемами в развитии, осваивая действительность, проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии, радости, заин­тересованности, к возникновению оценочного от­ношения, которое является основой формирования эстетического вкуса. Но чувство прекрасного фор­мируется у ребёнка не только путём созерцания. В условиях активных действий в различных видах искусства создаются благоприятные условия для коррекции познавательной, эмоционально-волевой сферы, а также предпосылки для формирования у ребёнка с проблемами в развитии творческой ак­тивности и художественных способностей.

К каждому проблемному ребёнку нужен инди­видуальный подход. Включение ребёнка в творче­ский процесс должен осуществляться постепенно, с учётом того, что мир ребёнка обусловливается пусть небольшим, но лично его жизненным опытом и присущими только ему психофизиологическими возможностями. А вот какие они, должен понять и правильно оценить учитель, работающий в тесном контакте с психологом, дефектологом, психотера­певтом, психиатром, детским врачом.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
  2. Зорин С.С. Формирование визуальной культуры. Гла­зов. 2002 . 463с. Т. 1; 2008. 500с. Т.2.
  3. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И.Ко пытина. М., 2000.
  4. Романова Е.С.и др. Графические методы в психоло­гической диагностике. М., 1992.
  5. Бурно М. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
  6. Кейз К. Об эстетическом моменте переноса // Исцеля­ющее искусство, 1998. Т. 1. зз. С. 17-30.
  7. Хайкин Р. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992.
Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№6.
С. 50-52

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.