Эта вечная и всегда новая музыка...

В.Перепелица,
кандидат педагогических наук,
ведущий библиотекарь МБУК «№ 1», г.Губкин Белгородской области

Эта вечная и всегда новая музыка...

Литературно-музыкальной праздник для учащихся старших классов

Продолжение

Тайна Антонио Страдивари

Не соловей – то скрипка пела,
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще, тишина...
А. Блок

Ведущий (1) и ведущий (2) (вместе, заго­ворщически). Ребята, скажите, только честно, вы любите тайны?

Маэстро. О чем это вы, друзья? Просим объяс­нить. Разве недостаточно тайн было сегодня? (См.: "Искусство в школе" N5 – ред.).

Ведущий (1). И все же, Маэстро, полагаем, что наш рассказ будет неполным, если мы не расска­жем ещё об одной истории. Какой? Да ребята без труда сейчас и сами подскажут. Какой инструмент называют царицей музыки? Молодцы! Скрипку, конечно. Только прежде чем стать Царицей музы­ки, как её назвал знаменитый французский компо­зитор Гектор Берлиоз, она была простой Золушкой. Почти как в старой доброй сказке про Золушку, которую вы не раз смотрели. Да, скрипка – поис­тине удивительный инструмент, особенно в руках гениального музыканта. И с ней связано столько всего таинственного...

Музыка. Мой юный друг, ты абсолютно прав. знаете, мне необыкновенно посчастливилось в жиз­ни: я столько повидала на своём веку. Я застала те далёкие времена, когда можно было услышать самого Никколо Паганини! Никакими словами невозможно выразить тот восторг! Об этом может сказать только душа. А что же ты молчишь, мой Волшебный Смы­чок? Тебе тоже есть чем поделиться с нами.

Волшебный Смычок. Да, Ваше Величество, мне выпала величайшая честь сопровождать в концертах этого гениального музыканта, я и по сей день помню прикосновение его волшебных пальцев. Ещё при жизни Никколо Паганини (1782–1840) стал леген­дой. Публика в буквальном смысле неистовствова­ла, едва смычок великого итальянского скрипача касался струн. Что творилось в зале! Этот человек вытворял со своей скрипкой настоящие чудеса, играл и на одной струне. Да, "были люди в наше время"...

Ведущий (2). А правда ли, что искусство Паганини было столь необычно, что его считали учеником дьявола?

Ведущий (1). Ну, и насмешил! Настоящие му­зыканты уже тогда смеялись над такими вымысла­ми, а теперь они учатся у Н.Паганини музыкальной изобретательности, смелости, потрясающему вир­туозному мастерству, которое великий итальянец добывал огромным неустанным трудом.

Маэстро. Его "коллега по цеху" пианист-вир­туоз и композитор Ференц Лист назвал Паганини "королём всех художников". Таким он остаётся и поныне.

Чтец (3).

Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел.
И не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
И не то чтобы от скуки – я надеялся понять,
как умеют эти руки эти звуки извлекать
из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,
из какой-то там фантазии, которой он служил?
Да ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь...
 А чего с ней церемониться? Чего её беречь?
Б.Окуджава. Музыкант

Маэстро. Но вернёмся-таки к тайне.

Ведущий (2). Было это давным-давно. знамени­тый скрипичный мастер Никколо Амати подобрал на одной из улиц итальянского города Кремона беспризорного мальчишку. Свирепая болезнь чума погубила тогда много народа, в том числе и роди­телей мальчика. Амати привёл паренька к себе в мастерскую и сделал одним из своих помощников. Мальчик оказался очень старательным. Дерево словно оживало в его руках. И вот, как награду, мастер разрешил Антонио сделать свою первую скрипку. Было ему в ту пору 13 лет. А последнюю свою скрипку Антонио Страдивари (1644–1737) сделал, когда ему перевалило за девяносто. Всего же Страдивари изготовил около 1200 скрипок, на каждой из них стоит специальное клеймо масте­ра. Ему удалось приблизить скрипку к звучанию человеческого голоса более, чем другим мастерам.

Ведущий (1). Но почему скрипки Страдивари и по сей день звучат так прекрасно? Известно, что не одно столетие скрипичные мастера пытались разгадать этот секрет. Старые скрипки разбирали на части, пытались тщательно их копировать, но, увы, – всё напрасно. Кто-то утверждал, что всё дело в секрете лака, которым покрывают инструмент от воздействия сырости и различных испарений. Но, исследовав лак и грунт, специалисты пришли к выводу, что никакого секрета в них нет. Лак для своих скрипок Антонио Страдивари покупал у знакомого аптекаря и выбирал его исключительно из-за понравившегося цвета.

Музыка. Каких только не выдвигалось гипотез! Иные утверждали, что секрет в размерах деталей скрипок. Но и тут незадача. Оказывается, вели­кие скрипичные мастера Гварнери и Страдивари каждый раз создавали скрипку, чуть отличавшуюся от предыдущей. Со временем выяснили, что знаменитые ма­стера перед склеиванием корпуса скрипки настраивали верхнюю и нижнюю деки (дека от немецкого слова 1ес1(е, что значит ккрышкая) ещё без струн. Если провести по скрипичной деке-крышке смычком или просто постучать, она будет издавать определённый звук. А скрипичные деки не так-то просто изготовить – ведь в середине они толще, а по краям – тоньше. Если не следовать этому правилу, то деки окажутся слишком плотными и не будут резонировать на звук струн, дрожание их почти сразу угаснет. Поэтому старые мастера, изготов­ляя скрипичные деки, постоянно их прослушивали, добиваясь определённого тона звучания.

Ведущий (2). Так, наверное, в этом и есть сек­рет скрипок Антонио Страдивари?1 Возможно, нам поможет Волшебный Смычок? Послушаем его.

Волшебный Смычок. Множество секретов открыл своему ученику Николо Амати. И благо­дарный Антонио в точности следовал науке своего учителя, во всём ему подражая. А внутри своих скрипок вклеивал ярлычок с надписью 4Сделал Антонио Страдивари, ученик Амати.

Ведущий (1). Недаром говорят, что у хорошей скрипки есть "душа", а это значит – часть души её мастера. Удивительно, но Страдивари было уже шестьдесят лет, когда он создал свои самые луч­шие скрипки, которые поют почти человеческими голосами, откликаясь на самое лёгкое движение смычка. звук у них мощный, глубокий. Наверное, это получилось благодаря его интуиции и огромно­му опыту. Мастерство Антонио Страдивари так и осталось непревзойденным, и самые ценные в мире скрипки сделаны его руками. А теперь послушаем музыку величайшего скрипача Н.Паганини.

Звучит фрагмент Скрипичного концерта N2 Никколо Паганини.

Ведущий (2). С какой бы абсолютной точностью умельцы ни пытались копировать инструменты Страдивари, к их величайшему сожалению, вы­ходили всего лишь скрипки-близнецы, похожие всем, кроме основного звука.

Волшебный Смычок. Секрет надо искать не в дереве, а в человеке. Художники говорят, что любого человека можно научить рисовать, только станет ли он при этом настоящим художником?

Музыка. Молодец! Как ты кра­сиво сказал – настоящий поэт! Ве­ликий Страдивари умел не просто разговаривать со своими любими­цами. У него внутри жила музыка, жил голос его скрипки, который просился наружу так, как просится наружу голос певца. Мне кажется, что он слышал, какими прекрас­ными голосами поют музыку Баха, Вивальди, Генделя ещё не сделан­ные его скрипки. А может, он даже слышал в голосе скрипки ту музы­ку, которая ещё не была написана. Такой музыки ждали его скрипки и – дождались. Этот голос был внутри мастера, и он называется талантом. Вот в этом, уверена, и заключается великая тайна великого мастера. Звучит песня Б.Гребенщикова «Мой друг музыкант».

Чтец (2).

Мой друг музыкант
Знает массу забавных вещей,
Мой друг музыкант
Не похож на обычных людей.
Он строит аккорд
Из того, что он видит вокруг,
И он говорит,
Что это божественный звук.

Музыка-целительница

Я слышал, что стихами Авиценна
Писал рецепты для больных людей.
Я слышал, что излечивал мгновенно
Больных своею музыкой Орфей.
Р.Гамзатов

Ведущий (1). Ребята, по вашим внимательным и одухотворенным лицам мы поняли, как вы лю­бите музыку. И мы этому очень рады. А сможете ли вы ответить на такой вопрос: всегда ли музыка бывает полезной, не бывает ли от неё вреда?

Ведущий (2). Ты сам-то понял, что такое ска­зал? Что о нас подумают ребята? Хвалили музыку "ах, ах, ах, как замечательно", а теперь нате вам, – вредно, не слушайте!

Музыка. А давайте по порядку, о полезном и вредном.

Маэстро. Вначале мы поговорим с вами о том, что музыка лечит. Как такое может быть, спросите вы? Лечить – предназначение врачей. Об этом все знают: чуть где заболело – бегом в поликлинику. Верно, но не всегда. И мы о другом. О целительной силе прекрасных звуков знали ещё древние люди. В настоящее время учёные сумели объяснить многие чудодейственные свойства музыки. В медицине существует даже такое направление как лечение му­зыкой, которое имеет тысячелетнюю историю. Жре­цы многих народов прекрасно знали, что звуковые волны воздействуют на любой предмет, а некоторые звуки оказывают благотворное влияние на человека. В Библии описывается, как Давид, играя на арфе, излечивал царя Саула от приступа депрессии. А в Южной Италии верили, что недуги, вызванные укусом паука-тарантула, могут быть излечены, если станцевать зажигательный танец – тарантеллу.

Ведущий (1). Я вот знаю, что в средние века в европейских городах во время эпидемий церкви всегда звонили 4во все колокола. А почему – непо­нятно. Да и в те времена толком никто не мог ниче­го объяснить, зачем нужен был этот колокольный звон, верили только, что поступали правильно.

Ведущий (2). Лишь в ХХ веке стало ясно, что звон колоколов содержит в себе особое резонансное ультразвуковое излучение, убивающее, например, палочки такой страшной болезни, как тиф, или вирусы гриппа и желтухи за несколько секунд! А ведь музыка состоит из отдельных звуков. И мно­гие звуки, например тот же колокольный звон, или созвучия, или последовательности звуков обладают чудесным оздоравливающим воздействием.

Волшебный Смычок. Но самое интересное, и об этом знают тоже немногие, что различные му­зыкальные инструменты по-разному воздействуют на человеческий организм. Это доказали и про­ведённые исследования: каждый музыкальный инструмент действует на человеческий организм по-своему. Так, звуки фортепиано и скрипки прекрасно успокаивают нервную систему. Флейта обладает ярко выраженным расслабляющим действием, а при звуках кларнета изменяется кровообращение.

Музыка. Первый в мире центр подготовки спе­циалистов по музыкальной терапии был создан в польском городе Вроцлаве в 1970 г. А сегодня в раз­ных странах мира существует множество подобных центров. В США есть Ассоциация музыкотерапии и Комитет по изучению связи музыки и медицины. Около 600000 больных в США прибегают к услугам музыкальных врачей. В Австрии, в Зальцбурге, есть Институт музыкотерапии. В Германии музыку часто применяют при лечении нервных заболева­ний, а в Югославии музыка является важным до­полнением при лечении алкоголизма. В нашей стра­не лечение музыкой пока широко не применяется.

Ведущий (1). Значит, почти любая классическая музыка, если её просто слушать ежедневно в течение 15 минут, непременно улучшает настроение!

Ведущий (2). Получается, как у Я.Смелякова –Ю.Визбора: "если я заболею, к врачам обра­щаться не стану... ", потому что если заболею, то меланотерапевты пропишут мне не какую-нибудь горько-кислую микстуру, а приятную для всего моего больного организма музыку, которая и по­содействует быстрому исцелению.

Маэстро. Верно. Например, больным, страдаю­щим язвой желудка, помогает музыка Бетховена и Моцарта. Не от лекарств, а от музыки этих компо­зиторов больным становилось значительно легче.

Ведущий (1). Моцарт был гением. Это сразу по­няли уже в его время, хотя признавать не спешили. С 4-х лет он стал сочинять музыку, которая жила в нём. И он тоже жил ею, и страстно её любил. Музы­ка была смыслом его жизни. У Давида Самойлова есть прекрасное стихотворение о Моцарте, вернее о его любви к музыке, радости творчества, вдохнове­ния. Послушайте его, вам многое станет понятно.

Чтец (3).

Моцарт в лёгком опьяненье шёл домой.
Было дивное волненье, день шальной.
И глядел весёлым оком на людей
Композитор Моцарт Вольфганг Амадей.
Вкруг него был листьев липы лёгкий звон.
«Тара-тара, тили-тики,– думал он.–
Да! Компания, напитки, суета.
Но зато дуэт для скрипки и альта!
Пусть берут его искусство задарма.
Сколько требуется чувства и ума!
Композитор Моцарт Вольфганг, он горазд,–
Сколько требуется, столько и отдаст...
Ox, и будет Амадею дома влёт.
И на целую неделю – чёрный лёд.
Ни словечка, ни улыбки. немота.
Но зато дуэт для скрипки и альта!
Да! Расплачиваться надо на миру
За веселье и отраду на пиру,
За вино и за ошибки – дочиста!
Но зато дуэт для скрипки и альта!
Д.Самойлов. Дуэт для скрипки и альта

Ведущий (2). "О, музыка, в час скорби и печали ты мне врачуешь боль сердечных мук" (Шобер). При помощи музыки можно снимать тревожное состояние, головную боль, нормализировать давле­ние и т.д. Не будем перечислять всех возможностей музыки, просто проведём сеанс музыкотерапии, или проще говоря, своеобразный эксперимент, и поможет нам в этом ... Моцарт.

Ведущий (1). Готовы? А теперь внимательно по­слушайте, что нужно делать. А нужно просто сидеть и наслаждаться прекрасной, гениальной музыкой. Сейчас прозвучит "Маленькая ночная серенада" Моцарта. Внимательно её послушайте, прислу­шайтесь к своему внутреннему состоянию. Всё ли у вас хорошо? Спокойно ли на душе? Старайтесь проникнуть в музыку, ни на что не отвлекаясь, отбросив все мысли. После такого "сеанса" срав­ним своё самочувствие до и после. Итак, Маэстро, музыка! Звучит «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарта.

Музыка. А теперь, пожалуй­ста, поделитесь с нами своими впечатлениями. Как вы чувство­вали себя до прослушивания му­зыкального произведения, и как вы чувствуете себя сейчас? Что изменилось? Как вы полагаете, помогла ли вам музыка в пре­одолении тревоги, страха и т.п. Смелее, ребята! Учтите: только что мы с вами провели научный эксперимент, а с наукой – не шу­тят. Ну, а если серьёзно, уверена, что всем будет интересно узнать о "результатах". (Ребята от­вечают.)

Волшебный Смычок. Спасибо, ребята. Было очень интересно вас послушать. Вот вы и сами убе­дились в терапевтических возможностях музыки. Хотя, как мы уже сказали, учёные и педагоги за­нимаются этой проблемой очень давно, отмечают мощное воздействие музыки на память и мышле­ние, что крайне важно для развития творческих способностей у людей. Музыка действительно кспособна на многое: активизирует мозг, помо­гает привести разум и чувства в состояние, благо­приятное для мышления, способствует развитию памяти, помогает снять психическое напряжение, способствует наиболее эффективной релаксации и гармонизации вашего организма и окружающего пространства – всего не перечесть.

Ведущий (2). Дорогие ребята, конечно же, му­зыка – это волшебство. И сегодня мы с вами убеж­даемся в этом. Но нельзя не сказать и о другой ее стороне. Может, для кого-то совсем неожиданной. Однако сошлёмся на авторитетное мнение учёного, основателя космонавтики К.Э.Циолковского, кото­рый писал: 4Музыка есть сильное возбуждение, мо­гучее оружие, подобное медикаментам. Она может отравлять и исцелять. Как меди­каменты должны быть во власти специалистов, так и музыка.

Чтец (1).

Чёт или нечет?
Вьюга ночная.
Музыка лечит.
Шуберт. Восьмая.
Правда ль, нелепый
Маленький Шуберт,
Музыка – лекарь?
 Музыка губит.
Снежная скатерть.
Мука без края.
Музыка насмерть.
Вьюга ночная.

Д.Самойлов. Пярнуские элегии

Ведущий (1). Учёные многих во странах сотни раз проводили эксперименты и исследования по влиянию музыки на рост раз­личных растений, в результате которых было доказано, что хо­рошая музыка – всё равно, что отличное удобрение для цветов и овощных культур. Особенно благотворно на рост растений действует классические мело­дии. Но и это ещё не все. Цветы различают грустную и весёлую музыку, даже "выбирают" себе любимых композиторов. Чаще всего – это Моцарт, Чайковский, Шопен. Цветы не очень-то лю­бят современные ритмы, плохо переносят громкую рок-музыку, а барабан вообще вызывает у них сильное раздражение. Вот так, ребята, чувствует музыку наша матушка-природа. Как говорится, хотите верьте, а хотите нет. Но с наукой не поспоришь.

Маэстро. А теперь о человеке. Увы, опреде­лённые музыкальные стили оказывают весьма негативное влияние на человека. Неблагоприятное воздействие на нервы слушателя оказывают более всего диссонирующие, резкие звуки, а также звуки слишком высокие и слишком низкие.

Волшебный Смычок. А под воздействием слишком громкой музыки (более 105 децибелов) у человека формируется плохой характер – раз­дражительный, злой, вспыльчивый. В рок- и поп-музыке доминирующим является ритм, который сначала действует возбуждающе, бодряще. Но при уровне громкости свыше 80 децибелов музыка на­чинает вызывать неприятные ощущения, а свыше 90 децибелов музыка становится просто вредной для здоровья. Замечено, что от частого прослуши­вания слишком громкой музыки у молодых людей возникают необратимые проблемы со слухом. Вот так. Судите сами, ребята, какие децибелы вам выбирать, чтобы быть здоровыми.

Ведущий (2). Да, дополню только, что молодые люди сегод­ня не больно-то "переживают" по поводу этих самых децибел. Едет себе в машине, децибелы "надрываются" что есть мочи, аж машина сотрясается, а ему, как говорится, "и жизнь хороша, и жить хорошо". Но это только на­чало, а потом "повторите, не слы­шу" или что-нибудь ещё похуже.

Ведущий (1). Культурный и образованный человек должен уважать музыкальные вкусы других людей, где бы он не нахо­дился, и считался с окружающи­ми. К сожалению, у нас сегодня громкая музыка гремит "из всех щелей": из окон магазинов, квартир, автомобильного транспорта. Видимо, полагают, что благодаря этому жизнь становится веселее. А ведь музыкой эти громко-ударные шумы никак не назовёшь. Травмируют и своё здоровье, и здоровье других людей.

Музыка. Для того чтобы в вашей душе была гармония, слушайте великолепные музыкальные произведения Баха, Шопена, Брамса, Чайковско­го, Штрауса, Вивальди, Бетховена и других. Они помогут вам уменьшить головную боль, связанную с эмоциональным напряжением, унять чувство тревоги и неуверенности, раздражительности, разочарования, снять напряжённость в отношениях с другими людьми, улучшат самочувствие, жизнен­ный тонус, активность. А главное, музыка поднимет вам настроение, что так необходимо при теперешней суетности нашей быстротечной жизни.

Музыканты шутят

Музыка. Друзья мои, вы, наверное, думаете, что музыканты – "серьёзные" люди, лишённые чувства юмора. (Ребята отвечают.) Я почему-то так и предполагала. А потому мы в самом конце решили развеять этот миф. К счастью, время сохранило превеликое множество историй о великих компо­зиторах. Некоторые из них сумеют вас развеселить.

Маэстро. Действительно, несмотря на серьёз­ность профессии, многие музыканты – большие шутники. Сейчас вы и сами в этом убедитесь. Итак, первая история о величайшем композиторе И.С.Бахе: "Гармония прежде всего".

Чтец (2). В знании гармонии с Иоганном Се­бастьяном Бахом не мог сравниться ни один из смертных. Возможно, поэтому он совершенно не терпел неразрешённых аккордов. Обрывки му­зыкальной фразы терзали слух гения, и, по сви­детельству современников, не было более верного средства вывести его из себя. Однажды Бах вошёл в какое-то общество, где музицировал довольно-таки посредственный любитель. Увидев великого композитора, он настолько растерялся, что вско­чил, прервал игру и на свою беду остановился на диссонирующем аккорде. Ни с кем не здороваясь, разгневанный Бах бросился к инструменту. Даже не присев, он довёл аккорд до надлежащего кадан­са. Вздохнул, поправил парик и только после этого пошёл здороваться с хозяином.

Чтец (1). Ещё одна очень остроумная история о Бахе: "Совсем просто".

Иоганн Себастьян Бах сыграл на органе одну из своих прелюдий ученику, пришедшему его про­ведать. Ученик стал восхищаться превосходной игрой маэстро. Бах, прервав его, сказал: 4В этом нет ничего удивительного, надо только своевре­менно нажимать соответствующие клавиши, а всё остальное сделает сам орган!

Чтец (3). "Страх". В богатом доме, куда был приглашён Россини, одну даму попросили спеть.

Она долго жеманилась, но в конце концов согласилась спеть каватину Розины из "Севильского цирюльника". Прежде чем начать, она обратилась к Россини: "Ах, маэстро, если бы Вы знали, как я боюсь!". "Я тоже", – отозвался Россини.

Чтец (1). И вот ещё о Россини: "На бис". Россини обедал как-то у одной дамы, столь экономной, что встал из-за стола совершенно голодным. Хозяйка любезно сказала ему:

- Прошу Вас ещё как-нибудь прийти ко мне отобедать.

- С удовольствием, – ответил Россини, – хоть сейчас!

Чтец (2). "Счастливый человек". Брамс готовился к выступлению в концерте вместе с одним виолончелистом, который то и дело ошибался и фальшивил, к тому же в конце заявил, что Брамс играет слишком громко, заглушая виолончель.

- Вы не слышите себя? – спросил Брамс. – В таком случае Вы самый счаст­ливый человек на свете.

Чтец (3). "Джузеппе Верди шутит". Как-то пятидесятилетний Верди встре­тился с молодым восемнадцатилетним композитором, который не мог говорить ни о чём другом, как только о себе и своей музыке. Верди, недолго послушав про то, как талантлив молодой человек, улыбнул­ся и прервал его:

- Мой юный друг, когда мне было, как и вам, восемнадцать лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: "Я!" Когда же мне исполнилось двадцать пять, я уже говорил: "Я и Моцарт". Когда стукнуло сорок, я стал говорить: "Моцарт и я". А сейчас я говорю просто: "Моцарт".

Чтец (1). "Чужой успех". Один мо­лодой композитор сыграл как-то Иоганну Штраусу свою новую балладу. "Прекрас­ная вещь! – сказал Штраус. – Вот только некоторые места напоминают Моцарта". "Ничего, это не помешает! – гордо ответил композитор. – Моцарта всегда слушают охотно".

Чтец (2). "Стоит лишь начать". Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошёл мальчик лет четырнадцати:

- Как замечательно ты играешь!

- Мне никогда так не научиться.

Моцарт на старенькой скрипке играет,
Моцарт играет, а скрипка поёт,
Моцарт отечества не выбирает –
Просто играет всю жизнь напролёт. <...>
Б. Окуджава «Песенка о Моцарте»
- Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не по­лучится, начни писать ноты.
- Да я пишу... Стихи.
- Это ведь тоже очень интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, ещё труднее, чем писать музыку.
- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй.

Собеседником Вольфганга Мо­царта был Вольфганг Гёте.

Чтец (3). "Оптимист". Од­нажды Джаккомо Пуччини сломал ногу и попал в больницу. Через пару дней его навестили друзья. Поздо­ровавшись, Пуччини весело сказал: "Я так счастлив друзья! Мне уже начали сооружать памятник!"

- Не говори чепухи, что за глупые шутки?!

- Я вовсе не шучу, – ответил композитор и по­казал ногу в гипсе.

Чтец (1). "Прекрасное и новое". Однажды некий музыкант, считавший себя очень талант­ливым, принес Листу свои сочинения. Посмотрев на ноты, Лист сказал: кВ ваших вещах есть много прекрасного... и нового.... Музыкант очень об­радовался: 

- Значит, Вы считаете, что мои произведения талантливы?

На это Лист возразил: "Мне очень жаль. Но то, что у вас прекрасно, совсем не ново. А то, что у вас ново – далеко не прекрасно".

На сцену выходят все ведущие праздника. Музыка. Ребята, на этом наш праздник за-

кончен. Пусть в вашей жизни и ваших сердцах всегда будет гар­мония и звучит только прекрас­ная музыка!

Маэстро.

Ну вот и всё!

Спасибо вам, друзья.

Ведущие (1) и (2).

Надеемся, фундамент заложили,

А вы же – стройте зданье.

Волшебный Смычок.

Не ждите завтра: сегодня же,

Сейчас!

Чтецы (1) (2) (3).

До новых встреч!

Мы говорим вам:

«До свиданья!»

Литература:

Васина-Гроссман, В.А. Первая книжка о музыке. Изд. 5-е / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1988.
Галь, Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера – три мира / Предисл. И.Ф. Бэлзы. М.: Радуга, 1986.
Клёнов, А.С. Там, где музыка живёт / А.С.Кленов. М.: Педагогика, 1985.
Окуджава В.Ш. Так природа захотела / Б.Окуджава. М.: Эксмо, 2006.
Попова, Т.В., Скудина, Г.С. зарубежная музыка XI~ века: кн. для уч-ся. М.: Просвещение, 1981.
Я познаю мир. Музыка: дет. энцикл. / С.В.Истомин; худож. В.Н.Родин. М.: Астрель, 2005.
28858_150х210.~pg

1 От редакции. Несколько примечаний. Первое. Один учёный, который считал, что во всяком деле есть что-то, что передаётся только от учителя к ученику и никак иначе, приводит такой пример: грустно наблюдать, как целые научные коллективы, вооружённые современнейшими технологиями, не могут сделать одну такую скрипку, какие десятками делал Страдивари. Второе. Старые мастера на внутренней стороне деки часто вырезали ни для кого не видимый образ Бого¬матери. Третье. Страдивари приписывают такие слова: «Чтобы создавать скрипки Страдивари, Бог должен был создать Страдивари».

 

Искусство в школе: 
2014
№6.
С. 41-46

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.