Понять с трёх раз

А.Мелик-Пашаев

Понять с трёх раз

Погружаясь в общие проблемы психологии искусства, художественной одарённости человека, движущих сил и условий её развития, исследователь до поры до времени чувствует себя свободным от давления наличной социокультурной ситуации, в которой "здесь и теперь" существует искусство и учатся дети. Но при первой же попытке внести результаты своих исследований в школьную практику он тотчас встретит противодействие без­ликой и упругой образовательной среды.

Корень этого противодействия не в консерва­тизме отдельных персон – персоны меняются, а противодействие остаётся. И не в нежелании перестраивать подготовку учителей, проводить научные исследования, менять стандарты и рас­пределение учебного времени и т.д., и т.п. Всё это листья и "цветы", а корень – в том статусе не­нужности общего художественного образования, который давно и прочно утвердился и в государ­ственной образовательной политике, и, что того хуже, в преобладающем общественном мнении.

Считается, что заниматься искусством должны дети, которые наделены особыми способностями и будут, когда вырастут, работать (читай – зараба­тывать) в сфере искусства. А для остальных все это изо-музо – просто баловство, а то и досадная трата времени, которое лучше бы потратить на вещи более нужные для богатой и счастливой жизни...

Что же и как должен сказать поборник искус­ства в школе, какую мысль внушить "городу и миру", чтобы снять это опасное заклятие? Я вижу, по крайней мере, три варианта такой волшебной формулы. Правда, два из них уже звучали в про­шлом, но чуда не произошло.

1. Общее художественное образование необходимо само по себе, оно самоценно.

Обоснование этого тезиса приблизительно та­ково. Человек никогда не жил без искусства (или без того, что мы сейчас так называем). Художе­ственная культура – хранилище незаменимых духовных ценностей, воспитательница души, не­отъемлемый признак человеческого бытия в этом мире. Без искусства нет человека. Хотите ли вы, чтобы наше общество оставалось и развивалось как человеческое общество? Тогда приобщайте новые поколения к художественной культуре, пока процесс "расчеловечивания" не стал не­обратимым! Увы! Подобные доводы понятны и убедительны только для того, кто в душе с ними уже согласен, потому что имеет собственный, ценностно значимый духовно-эстетический опыт. Для остальных это "красивые слова", ничем не подтвержденные декларации.

И в самом деле, почему люди, которые, как им кажется, прекрасно обошлись и устроились без художественного воспитания, образования и творчества, должны поверить, что все это жизнен­но необходимо их собственным и всем российским детям?

2. Общее художественное образование – это средство, необходимое для достижения других целей.

Аргументация такова: те или иные цели, кото­рые все признают важными и нужными, гораздо лучше достигаются благодаря художественному образованию, даже если само по себе оно важным и не считается.

В отличие от первого тезиса, который взывает к внутреннему опыту и духовной интуиции, второй подтверждается многочисленными объективными фактами: результатами педагогических экспериментов, наблюдением, статистическими данными.
Так, давно показано было, что увеличение учебного времени для занятий изобразительным искусством даже за счёт так называемых "основных" предметов повышает успеваемость по этим самым основным предметам: по языку, по математике...
В тех школах, где "много искусства", где существует школьный театр, повышается эмоциональный тонус, улучшается физическое состояние детей и их отношение к учению, обостряется интеллектуальная активность и теряет остроту проблема пресловутых перегрузок. Специалисты приводят данные, согласно которым чуть ли не все крупнейшие ученые в детстве и юности достаточно серьезно занимались музыкой. Известный музыкант-педагог с большой долей серьёзности говорит даже: если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал Нобелевским лауреатом, учите его музыке!

Психофизиологи и психологи, со своей сторо­ны, напоминают, что человеческий мозг не зря наделен двумя полушариями, и недальновидно развивать лишь одно из них; тем более что, по некоторым данным, творческая продуктивность связана, в первую очередь, с активностью правого, недогруженного и забытого школой "образного" полушария...

Увы! Всё это тоже "не срабатывает". Не по­могает даже то, что художественное воспитание детей повышает производительность труда и конкурентоспособность национальной промыш­ленности...

Почему? Затрудняюсь с предположением. Мо­жет быть, просто в силу инерции? Людям легче и привычнее думать, что для так называемой успешности в жизни нужно форсировано "накачи­вать" то, что они принимают за интеллект: учить с младенчества читать и считать, натаскивать на решение логических задач, сажать за компьютер, ориентировать на отличные оценки, не задумыва­ясь о том, как эти однобокие и несвоевременные усилия отыграются любимому чаду в его длинной жизни.

Нетерпеливых и необразованных родителей можно, по крайней мере, понять. Но о чём думают руководители образования, вытесняя из школы именно то, что помогло бы им лучше справлять­ся с их же профессиональными и должностными обязанностями?

Как бы то ни было, пора сформулировать тре­тий тезис, который, в отличие от первых двух, ещё не звучал достаточно внятно, а потому не был и отвергнут. Тут речь уже пойдёт не о том, чтобы с помощью искусства что-то полезное приобрести. Формула звучит куда драматичнее и переносит нас из области педагогических дискуссий в об­ласть – страшно выговорить! – национальной безопасности.

З. Общее художественное образование необ­ходимо потому, что предоставляет шанс на спа­сение человека, общества, народа и государства.

Увы! В этом нет преувеличения. С одной сто­роны, не являются секретом печальные и даже пугающие свидетельства неблагополучия в нашей детской и подростково-юношеской среде. Преступ­ность и асоциальное поведение несовершеннолет­них, наркотизация и алкоголизм, подростковый суицид, психические и психосоматические забо­левания – по всем этим показателям мы в числе мировых лидеров. Легко предвидеть последствия нарастания подобных процессов от поколения к поколению.

С другой стороны, существуют убедительные международные данные , говорящие о том, что ранний, полноценный опыт художественного творчества помогает детям миновать эти страшные зоны риска, на порядки уменьшает вероятность того, что ребенок встанет на путь преступлений, нравственного и физического саморазрушения

Существуют все основания утверждать, что приобщение к творчеству – сильнейшее профилак­тическое средство от множества социальных зол и психических отклонений. И просто от душев­ного одичания поколений (которое, кстати, легко уживается с разнообразными "компетенциями" и делает последние крайне опасными для общества: ведь чем "компетентнее" и "конкурентоспособ­нее" бездушный человек, тем он страшнее!).

Почему художественное творчество оказывает­ся столь благотворным? Намечу возможный ответ двумя краткими тезисами.

Первый. Человек – каждый человек! - по при­роде творец. Творческая самореализация – его изначальная, сущностная потребность. Ребенок, лишенный творчества, – это или потенциальный больной, или потенциальный преступник.

Второй. Творчество и художественное творче­ство, конечно, не синонимы, необходимый опыт творческой самореализации можно получить в разных, едва ли не во всех сферах жизни и дея­тельности. Но в ранние годы этот психологически необходимый человеку опыт наиболее легко, есте­ственно и успешно обретается именно в области искусства.

Заботливые родители! Поймите, или поверьте, что "бесполезное" художественное образование, опыт художественного творчества необходимы, чтобы ваш ребёнок обладал тем, чего не заменит никакая карьера и зарплата: душевным здоро­вьем!

Подпись: пОбразовательные чиновники! Поймите, или поверьте, что общее художественное образование нужно не для того, чтобы, как сказано у Пушкина, все предались бы вольному искусству: оно необ­ходимо для здоровья, а значит, для жизни нации!

Когда мы усвоим это, то вспомним и про част­ности: и про понижение утомляемости, и про повышение успеваемости вкупе с конкуренто­способностью... А там, глядишь, дорастём и до значения духовных ценностей "самих по себе". Тех самых ценностей, без которых человек – не совсем человек, и которые хранит и передаёт ху­дожественная культура.

Искусство в школе: 
2014
№4.
С. 50-51

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.