Решить неразрешимую проблему…»

Решить неразрешимую проблему…»

Из Фонда письменных работ учащихся, занимавшихся по программе Г.Кудиной и З.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла»*

Занимаясь по программе Г.Кудиной и З.Новлянской, школьники знакомятся с широким кругом литературных произ-ведений, от безымянных авторов Древнего мира до писателей ХХ столетия. Завершается обучение особым разделом, который авторы назвали «Шедевры мировой литературы». В него вошли произведения, которые перешагнули границы своего времени, переросли рамки «искусства как такового», вторглись в область философии, широких мировоззренческих проблем, стали культурными символами человечества. Такие, как «Эдип-царь» Софокла, «Дон Кихот» Сервантеса, «Гамлет» Шекспира, «Фауст» Гёте, «Война и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского и некоторые другие.

В соответствии с методикой, разработанной авторами программы, дети вначале самостоятельно читают произведение, затем пишут по нему классное сочинение на одну из предложенных тем и только после этого переходят к изучению про-изведения под руководством педагога, который учитывает и опирается на материалы детских сочинений. А после этой совместной работы происходит «ретроспективное» обсуждение сочинений, когда дети обосновывают свои суждения и оценки, уточняют, корректируют или изменяют их, соотносят с тем, что увидели в тексте другие.

Так у каждого ученика воспитывается готовность самостоятельно и аргументированно оценивать новое для него явление культуры и в то же время осознавать свою позицию как одну из возможных, признавать право другого на другую – тоже аргументированную – точку зрения.

Ещё один важный результат занятий по данной системе: учащиеся не предаются произвольным фантазиям по поводу прочитанного, а каждое своё суждение подтверждают авторским текстом.

Эта методика вводится, начиная уже с VII класса, поначалу выборочно, на относительно несложном материале, а к окончанию курса распространяется на величайшие произведения мировой литературы.

Ниже вы познакомитесь с несколькими сочинениями учеников выпускного класса по трагедии «Гамлет». Сочинения даются с небольшими сокращениями, но практически без какой-либо редакторской правки.

Думаю, каждый практикующий педагог оценит уровень интеллектуального, нравственного, литературного развития учеников обычной школы, прошедших обучение по данной программе. Некоторые их наблюдения сделали бы честь и взрослому читателю-критику. Так, например, Артём обосновывает вывод, что месть не бывает справедливой; Андрей под-мечает многозначительную подробность: не случайно Гамлет и Лаэрт умирают от одного и того же клинка и яда; Маша улавливает и поэтично описывает особую чистоту смерти Офелии… Некоторые авторы «бродят» вокруг трагического парадокса: Гамлет мстит за отца – и при этом, как бы по недоразумению, сам убивает отца своей возлюбленной и своего ровесника, даже приятеля своей юности. Сложность, неоднозначность образов и характеров героев не становится пре-пятствием для их понимания.

Юные авторы, как и их взрослые коллеги, размышляют о пресловутом безволии или медлительности Гамлета и глубоко понимают его мотивы, а в процессе совместного с учителем обсуждения приходят к мысли, что эта медлительность – эффект чтения текста, тогда как сценическое действие, отражающее внутреннюю борьбу героя, отнюдь не производит такого впечатления.

И еще один важный итог завершающего обсуждения заключался в том, что дети поняли: они слишком увлеклись самими героями, подзабыв об авторе – а ведь именно его замысел воплощён в поступках, словах, судьбах героев.

А.М.

Тема: «В чем вечная загадка Гамлета?»

Сочинение Дины.

Все великие актёры мира стремились сыграть роль Гамлета. Гамлет – один из самых интересных и сложных героев мировой трагедии. Он вечный герой. Загадка Гамлета – это загадка самой жизни, смысла жизни, проблема выбора в жизни. То, что близко каждому мыслящему человека и никому не под силу разгадать, даже самому Гамлету. А он тоже, как и все люди, бился над этой проблемой, искал себя в этой жизни.

Проблема Гамлета, проблема всего произведе­ния вся показана в известном его монологе.

Быть или не быть – таков вопрос;
 Что благородней духом – покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством? Умереть, уснуть –
       И только; и сказать, что сном кончаешь
Тоску и тысячу природных мук,
Наследье плоти, – как такой развязки
Не жаждать? Умереть, уснуть. – Уснуть!
видеть сны, быть может? Вот в чём трудность;
Какие сны приснятся в смертном сне,
Когда мы сбросим этот бренный шум, -
Вот что сбивает нас; вот где причина
Того, что бедствия так долговечны…

Гамлет видит и понимает всю несправедливость, всё зло, окружающее его. И он понимает неизбеж­ ность этого. Неизбежность бедствий и страданий из-за неуверенности человека в будущем и страха перед смертью.

Кто снёс бы сплетни и глумленье века,
Гнёт сильного, насмешку гордеца,
Боль презренной любви, судей медливость,
Заносчивость властей и оскорбленья,
Чинимые безропотной заслуге,
Когда б он сам мог дать себе расчёт
Простым кинжалом? Кто бы плёлся с ношей,
Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,
Когда бы страх чего-то после смерти –
Безвестный край, откуда нет возврата
Земным скитальцам, – волю не смущал,
Внушая нам терпеть невзгоды наши
И не спешить к другим, от нас сокрытым…

Но как человек сильный, он не может покорить­ся и не может умереть не отомщённым. Гамлет выбирает борьбу «со стрелами яростной судьбы». Заранее зная, что они ему не покорятся. Он пони­мает, что одной местью нельзя искоренить зло, ему не изменить этот мир. Поэтому, отомстив за отца, он покоряется жизни, судьбе и погибает в бою. «Раз то, с чем мы расстаемся, принадлежит не нам, так не всё ли равно – расстаться рано? Пусть будет».

Загадка Гамлета заключена в его вечности.

Сочинение Димы.

В 1603-м году впервые в письменном, точнее печатном, виде вышел к людям «Гамлет». С той поры, очевидно, и надо воображать эту вечную загадку. Почти четыре столетия.

Чем-то, пожалуй, «Гамлет» перекликается и с «Юлием Цезарем», и с «Ромео и Джульеттой». Шекспировские драмы вообще возможно воспринимать только как единую нить инсценированного размышления автора.

Во всех пьесах Шекспира наблюдается некое искомое, едва уловимая загадка, которой и отдаёт мысли свои главный герой. Вот мы и подошли к са­ мой загадке. В чём она? Есть ли она вообще? Какая же она, вечная? От встречи с призраком и до дуэли во дворце – в чём такая её продолжительность?

Гамлет поставлен в ситуацию, выход из которой искать ему самому. Он должен мстить за отца по наущению отцовского призрака, но Гамлет – не убийца, ему не хочется крови невинных людей, в то же время родство требует отмщения. И его разум наполнен безумными противоречиями, на­ веянными призраком:

– О рать небес! Земля! И что еще прибавить?..

Внутри его блуждают слова призрака: «Не по­ терпи, коль есть в тебе природа, не дай постели датских королей стать ложем блуда и кровосмешения». Последние слова относятся к его матери.

Размышления, любовь на фоне чудовищных убийств – вот загадка, вот проблема Гамлета. Терзающие его сомнения сродни и Цезарю, и Ромео. Не случайно, я думаю, мы смотрим спектакль «Мартовские иды» и читаем «Гамлета» почти одновременно. Я думаю, мысли группируются, объединяют, подытоживают, и создаётся некий образ. Образ не сильного романтического героя, не героя-любовника, а героя-философа, героя-искателя истины.

Независимый от времени и местоположения, отчуждённый от низменных своих современников, герой этот ищет и по сию пору, и по наш день. Вот в этом и заключается вечная загадка, да и вечность самого героя.

«Похоронный марш. Уходят все, унося тела, после чего раздаётся пушечный залп».

Сочинение Насти.

Писать про «Гамлета» мне очень трудно и страшно. Это целая культура, причём чужой страны, с которой я знакома только по комментариям. И, кроме того, всё о «Гамлете» уже было написано, и всё, что я выдумаю, будет ненамеренным повторением чужих мыслей.

И ещё. Я позволю себе немного изменить тему и буду писать про то, почему загадка «Гамлета» вечна для меня, в чём она, и почему я пока не смогу её разрешить.

В самом деле, моё отношение к Гамлету (и к герою, и к пьесе) очень личное. Это очень мыслящий человек, он почти ничего не делает, его, в основном, спасают и губят обстоятельства: то, что он посмо­трел в письмо по дороге в Англию; оказавшийся за ковром Полоний; даже месть за отца, на которую он всё никак не может решиться.

Так всех нас в трусов превращает мысль,
И никнет, как цветок, решимость наша,
В бесплодье умственного тупика.
Так погибают замыслы с размахом,
Вначале обещавшие успех,
От долгих отлагательств.

Даже это [месть ред.] он совершает благода­ря сложившейся ситуации, в один из последних моментов своей жизни. Хотя у него уже был шанс – он задумывается в этот момент, и не столько по какой-то причине (нежелание убить короля в мо­ мент, «когда он чист от скверны и весь готов к да лёкому пути»), но просто потому, что остановился, задумался… И это вот человеческое меня больше всего в нём привлекает.

Перед ним стоит очень большая проблема вы­бора, различения:

С тех пор,
Как для меня законом стало сердце
        А в людях разбирается, оно
        Отметило тебя.

Горацио действительно лучший его друг, не­ сколько даже растворившийся в нём, и Гамлет более всего не ошибся в Горацио. Тем удивительнее для него королева:

На этих двух портретах – лица братьев.
Это Ваш первый муж.
А это ваш второй,
Как колос, заражённый спорыньею, в соседстве с чистым.
Где у вас глаза?..
А где та голова, что променяла б
Того на этого?

Гамлет доверяет своему сердцу, и он едва ли не единственный, кто делает это среди всех, кто его окружает. Даже король говорит про него: он «чело­ век беспечный и прямой, и чуждый ухищрений».

Он действительно «беспечный» в их понимании: думает о каких-то странных вещах, «быть или не быть», а не о том, о чём думает, например, Полоний. Но мыслящий Гамлет, человек умный, тем не менее не может понять, как же так, как можно не понимать, до такой степени не отличать действительность от ложности.

Я завидую Гамлету, я не умею так отличать и путаюсь. (…) Вообще я с трудом принимаю его как данность, таким, какой он появляется в начале действия: желчный, воспалённый, чувствующий себя совсем чужим и непонятно зачем существую­щим на земле.

И вот на него падает эта ужасная обязанность – отомстить, убить – он менее всего приспособлен для действия, тем более для такого. Откуда у него такая судьба, эта самая судьба, которой удары и щелчки люди терпят из страха неизвестности.

А Гамлет разрешает для себя эту неизвестность: «…А теперь он угодил к Курносой, сам без челюстей, и церковный сторож бьёт его по скулам лопатой. Поразительное превращение, если б только мож­но было подсмотреть его тайну. Стоило ли давать этим костям воспитание, чтобы потом играть ими в бабки? Мои начинают ныть при мысли об этом».

Хотя Гамлет христианин, это христианство, скорее, похоже на формальность (в комментариях рассказано, как важна форма обращения к при­ видению, как много у него библейских аллюзий), но проблема души после смерти волнует его столь же мало, сколь много волнует душа при жизни. Но ему не всё равно, что другие будут о нем знать:

         Каким
Бесславием покроюсь я в потомстве,
Пока не знает истины никто!
Будь другом и не поступись блаженством.
Дыши тяжёлым воздухом земли,
Останься в этом мире и поведай
Про жизнь мою».

В этом тоже для меня загадка.

И ещё в том, что Гамлет в последнем действии, по мнению многих комментаторов, с которым я склонна согласиться, намного старше, чем в начале действия: он уже не юноша-студент, и размышления его совсем другого рода, и, возможно, этим и объясняется тот немного другой взгляд на вещи, который, как мне (может быть, зря) кажется, несовместим с молодым Гамлетом, которого мне понять, пожалуй, легче, чем более старшего. И для более старшего, мною непонимаемого Гамлета, возможно, естественно так жаждать правды после смерти.

Сочинение Сережи.

Образ Гамлета является одним из самых проти­воречивых и сложных в мировой литературе. Этот образ появляется в период создания Шекспиром своих наиболее трагических произведений.

У Шекспира в центре творчества стоит человек, для которого мир становится трагичным, потому что этот человек требует от мира совершенства, совершенства нет. Трагизм Гамлета в том, что жизнь вокруг него не совершенна. Он разуверяется в самой ценности жизни.

Узнав, что в смерти отца была замешана его мать и дядя, он разочаровался в людях, а затем это переросло в сильную антипатию ко всему роду человеческому. Гамлет, судя по поведению своей матери и своего дяди, сделал ошибочный вывод, что всё человечество, каждый человек точно такой же и способен на предательство и преступление. И, как следствие этого, для него каждый человек стал предателем, и такие понятия, как семья, дружба, любовь, просто разрушились для него и перестали существовать. Даже самого близкого и преданного ему человека, Офелию, Гамлет считает предателем.

В этом истоки трагизма Гамлета. Всё остальное – это уже следствие, так сказать, неизбежные эффекты. И на первое место здесь становится противоречивость Гамлета. Он борется со злом, за­ ранее зная всю безнадежность этого. По сути дела, он борется не за власть, которая по закону и праву принадлежит ему. Он просто хочет испугать свою мать. Для этого он устраивает спектакль с актё­ рами. Он добивается своей цели – мать действительно испугалась. Он хотел узнать – сможет ли она исправиться после этого. Но убеждается, что, испугав её, он вовсе её не исправил. Он понимает, что искоренить зло невозможно, и что люди сами  и есть то самое зло.

Гамлет на основании 2-3 случаев делает заключение, что весь мир, все люди – зло. И именно потому, что для него весь мир – зло, он приходит к своему главному вопросу – «Быть или не быть», действовать или не действовать? Стоит ли бороться со злом или нет?

(Далее приводится монолог «Быть или не быть», до слов «Того, что бедствия так долговечны» - ред.)

И отсюда его загадка. Гамлет раздваивается – с одной стороны, он увлечён своей борьбой со злом. А с другой стороны, сомневается в себе. Хочет покоя. Загадка возникает потому, что Гамлет пытается решить неразрешимую проблему – причины зла, существование добра и зла в человеке, в чём при­ чина несовершенства людей.

А сам Гамлет умирает, так и не разгадав для себя этой загадки, да её и нельзя разгадать, это вечная проблема, вечная загадка самого Гамлета, которую никто и никогда не разрешит.

Сочинение Кати.

Когда я читаю Шекспира, мне часто приходит в голову, что «весь Шекспир, быть может, только в том, что запросто болтает с тенью Гамлет». Это не моя мысль, но мне кажется, что она имеет не­ которое отношение к загадке Гамлета.

«Ты, старый крот! Как спор – так под землей!» Уж подкопался. Переменим место». Меня очень удивляла всегда эта фраза! В общем, в этой сцене с призраком нет никаких оттенков шутки, это одна из самых серьёзных сцен. И отношение Гамлета к призраку серьёзно. По-моему, эта фраза имеет немного сумасшедший оттенок.

Гамлет на протяжении всего действия сам практически ничего не делает, и всё, что происходит, происходит, в общем, по воле обстоятельств. Гам­ лет же обвиняет себя в бездействии.

Тупой и жалкий выродок, слоняюсь
В сонливой лени и ни о себе
Не заикнусь, ни пальцем не ударю.

В судьбе Гамлета все предопределено, начиная с того момента, когда призрак призывает его к мести, и он оказывается в противоречии между своей неспособностью к действию и своей клятвой. Он до конца в «быть или не быть».

Это к тому же и противоречие между призраком и жизнью, Гамлет не хочет задуматься над тем, что происходит с человеком после смерти, то есть что происходит с его душой – «дальнейшее молчанье».

«А теперь он угодил к Курносой сам без челюстей, и церковный сторож бьёт его по скулам лопа­ той. Поразительное превращенье, если бы только можно было подсмотреть его тайну».

Скорее всего, объяснение такого отношения Гамлета в том, что сам он связан клятвой с поту­ сторонним миром, миром души после смерти, он стоит к этому миру ближе всех и поэтому хочет не обращать на это внимание и не думать об этом. Мне кажется, что Гамлет из всех героев больше всего видит и больше всего понимает, но тем не менее его поведение выглядит сумасшедшим, он сам до­бивается этого сумасшествия (не в том смысле, в котором его упоминают остальные»).

Я с памятной доски сотру все знаки
Чувствительности, все слова из книг,
Все образы, всех болей отпечатки,
Что с детства наблюденье занесло,
И лишь твоим единственным веленьем
Весь том, всю книгу мозга испишу.

И этим объясняется его поведение, он просто в каком-то смысле исчез, и это, например, показывает его отношение к Офелии. «Я вас любил когда-то». Он ведёт себя как человек, с которым что-то произошло, то есть для окружения своего как сумасшедший, а не сумасшедший он для Горацио. Но, по-моему, такая ситуация, когда человек так погружен в себя и связан клятвой с призраком, изображает сумасшедшего, располагает к настоящему сумасшествию.

... Гамлет понимает очень многое, даже слишком многое, и это мешает ему решиться на действие.

Мне очень трудно говорить про Гамлета, и, возможно, всё это не имеет никакого отношения к его вечной загадке, но это просто те вещи, которые меня всегда удивляли, и которые, может быть, у меня так и не получилось понять.

Тема : «Гамлет и Лаэрт. Проблема мести и справедливого воздаяния».

Сочинение Андрея.

Гамлет и Лаэрт. Эти два героя одного из вели­ чайших произведений Шекспира так похожи своей судьбой и такие не похожие друг на друга люди.

Гамлет – сын покойного короля Дании, сын королевы и племянник короля, принц. Лаэрт – сын Полония, ближайшего королевского вельможи. Оба эти человека попадают в сходные ситуации: сна­ чала Гамлет теряет отца и, как узнаёт, с помощью братоубийства; затем – отец Лаэрта пронзён клин­ ком Гамлета. В чем же причина этих событий? Не вдаваясь слишком сильно в подробности сюжета, я хочу сказать, что отец Гамлета был убит за свою царскую корону родным братом, взошедшим после этого на королевский престол и ставшим мужем матери Гамлета. Король винит себя в этом поступке:

«О, мерзок грех мой, к небу он смердит; На нём старейшее из всех проклятий – Братоубийство!»

но не раскаивается:

«…Но что скажу я?

Прости мне это гнусное убийство?» Тому не быть, раз я владею всем, Из-за чего я совершил убийство: Венцом, и торжеством, и королевой». «Раскаянье? Оно так много может, Но что оно тому, кто нераскаян».

Он недостоин сожаленья, грех его, совершённый ради корысти, неискупим.

С отцом Лаэрта сложнее. Полоний прячется за ковёр в комнате королевы, руководствуясь следующим:

Желательно, чтоб кто-нибудь другой,
Не только мать – природа в них пристрастна, – Внимал ему…

Конечно, здесь есть и корыстные цели (скажем, выслужиться, и, быть может, искреннее желание помочь королю и королеве понять принца Гамлета, но всё это, на мой взгляд, довольно ничтожно по сравнению с грехом короля. Но Полоний распла­ чивается за это так же, как и король Дании.)

Гамлет (откидывает ковёр и обнаруживает Полония).

Ты, жалкий, суетливый шут, прощай!
         И метил в высшего; прими свой жребий;
Вот как опасно быть не в меру шустрым.

Гамлет, симпатичный (естественно) нам герой, убивает человека, думая, правда, что это его дядя, который заслужил мщение, ведь призрак его мёрт­ вого отца взывает о мщении. Но, видя не того, он не сожалеет. Так нелепо гибнет отец Лаэрта…

Что же Гамлет?.. Его не беспокоят более вос­ поминания. Или беспокоят, но под маской сумас­ шествия он скрывает это:

Король. Где Полоний?

Гамлет. На небесах; пошлите туда посмотреть; если ваш посланный его там не найдёт, тогда поищите его в другом месте сами. А только если вы в течение месяца его не сыщете, то вы его по­ чувствуете, когда пойдете по лестнице на галерею.

Всё это служит причиной столкновения между Гамлетом и Лаэртом. И оба они идут на столкно­ вение по праву. Гамлет, тяготимый тайной, раскрытой ему призраком отца, под личиной сумас­ шествия бичует своего дядю-убийцу и свою мать, недолго оплакивавшую кончину мужа. Он мстит им, мстит честно, вызывая симпатию у читателя.

У Лаэрта убит отец, сошла с ума и умерла его сестра, и во всём этом считается виноватым Гам­ лет. И не причем подначивания короля – Лаэрт и так знает, что отомстит. Их сталкивает не личная неприязнь, они – такие же жертвы, как Ромео и Джульетта. Они – жертвы людей. Но это всё очень трудно понять из-за «сумасшествия» Гамлета.

Гамлет – жертва своего же вопроса «быть или не быть?». Он не знает, ищет ответ, но не находит. Итак, выходит, что и Гамлет, и Лаэрт – оба мстят за отцов. Гамлет мстит честно, но «перешагива­ ет» при этом через труп, по сути дела, невинного человека. Лаэрт не «перешагивает» через трупы, но он и не до конца честен – яд предательски был подсыпан в кубок – в итоге ещё один человек, в принципе невинный, – королева – умирает…

Королю, то есть дяде Гамлета, было воздано, безусловно, справедливо. Гамлета Лаэрт прощает перед смертью, чего Гамлет вполне достоин, но и его гибель справедлива.

Гибель Лаэрта и королевы закономерны. Единственный человек, достойный оплакивания как невинная жертва (остальные выбрали себе путь борьбы, в которой и пали) – не­счастная Офелия…

А Гамлет и Лаэрт – жертвы зла, «прорвавше­гося гнойника». Их смерть достойна сожаления, но она – искупление грехов и своих, и чужих. Недаром оба умирают от одного клинка и яда…

Сочинение Артема.

…Нужно выяснить, какая разница между местью и справедливым воз­даянием.

Месть – это желание любыми средствами, потратив на это любое коли­ чество времени, покарать своего личного обидчика или врага. А справедливое воздаяние не может, как мне кажется, быть выпол­нено одним человеком. Этим должен заниматься суд, выносящий справедливые решения.

В трагедии «Гамлет», по-моему, есть только же­лание мести со стороны Гамлета и Лаэрта. (Кем-то из писавших о Гамлете проницательно замечено, что в этой пьесе всё ставится под сомнение, кроме необходимости мести! – ред.) Причём причины для мести у них довольно веские.

Когда Гамлет узнаёт, что отец его был убит, у него возникает желание отомстить. Но сначала Гамлет пытается удостовериться в правдивости сказанного призраком: «Гм, я слыхал, что иногда преступники в театре бывали под воздействием игры так глубоко потрясены, что тут же свои про­ возглашали злодеянья». «Дух, представший мне, быть может, был и дьявол». «Мне нужна верная опора. Зрелище – петля, чтоб заарканить совесть короля». И на представлении «Убийство Гонзаго» он получает подтверждение словам Призрака: «О дорогой Горацио, я за слова призрака поручился бы тысячью золотых».

И теперь уже у Гамлета возникает желание отомстить за смерть отца. И причем отомстить по­ страшнее: «Теперь свершить бы всё, – он на молитве; И я свершу; и он взойдёт на небо; и я отмщён. Здесь требуется взвесить: Отец мой гибнет от руки злодея, и этого злодея сам я шлю на небо. Ведь это же награда, а не месть! Отец сражён был в грубом пресыщенье, когда его грехи цвели, как май…»; «и буду ль я отмщён, сразив убийцу в чистый миг молитвы, когда он в путь снаряжен и готов?» «Когда он будет пьян, в кощунстве, за игрой, за чем-нибудь, в чём нет добра. Тогда его сшиби». И Гамлет откладывает месть.

У Лаэрта, когда он узнаёт, что Полоний убит, тоже возникает желание отомстить. Но Лаэрт не знает убийцы и поднимает чернь, чтобы убить короля: «Ты, мерзостный король, верни отца мне!». Лаэрт не столь благороден, как Гамлет: «Заявляю, что оба света для меня презренны, и будь что будет; лишь бы за отца отмстить как должно». Но Лаэрт соглашается на суд: «Да будет суд». И король, как злой гений, направляет Лаэрта против Гамлета и таким образом заставляет его помогать себе.

Король придумывает поединок, в котором Лаэрт будет вооружен острой шпагой: «…иль с небольшой уловкой можешь выбрать наточенный клинок и, метко, выпав, ему отплатишь за отца». Сам Лаэрт уже решает смазать клинок ядом.

Но ни короля, ни Лаэрта не спасают их уловки. Убив Гамлета, они погибают сами.

Итак, Гамлет и Лаэрт отомстили: Гамлет – королю, Лаэрт – Гамлету. И месть эта ни к чему хорошему не привела. На трон попал Фортинбрас, завоевания отца Гамлета были уничтожены. И, кроме того, месть эта, по крайней мере с моей точки зрения, не была справедливой – то есть не смогла перейти в справедливое воздаяние.

Конечно, можно сказать, что у Гамлета не было другого выхода, но в любом случае месть – это не лучший и уж точно не справедливый выход из этой ситуации.

Сочинение Маши.

…Здесь все герои не односложные. Король-убийца сознаёт, что сделал зло, но расстаться с награбленным не может. Офелия любит Гамлета, отца, брата, и её жизнь сложна. Она воплощает собой чистоту и смирение; безумие её необычно.

Офелия. Вот розмарин, это для воспоминания; прошу вас, милый, помните; а вот троицын цвет, это для дум. Вот укроп для вас и голубки; вот рута для вас; и для меня тоже; её зовут травой благода­ ти, воскресной травой; о, вы должны носить вашу руту с отличием. Вот маргаритки, я бы вам дала фиалок, но они все увяли, когда умер твой отец; говорят, он умер хорошо». Непонятно, к кому об­ращается Офелия с цветами в своём безумии, но в словах её есть смысл. Она обращается, наверно, ко всем, и путает кого-то с Гамлетом.

Розмарин – эмблема памяти, а также цветок для возлюбленного (Гамлету). Укроп – для вас и голубки (месть, притворство – были предназначе­ ны, вероятно, королю и королеве). Рута («трава благодати, воскресная трава») обозначала печаль и раскаяние, наверно, Офелия это тоже хотела отдать им. Ещё у неё остается маргаритка, ведь фиалок не осталось. Она обозначала несчастную любовь, ветреность и легкомыслие. Фиалки-символ – вер­ ность увяла (цвела?), когда умер король, и его брат стал царствовать. Наверно, Офелия знает символы цветов, она умирает вместе с ними в воде с цветами, воплощающими в себе человеческие чувства.

Но вернёмся к мести и справедливому воз­даянию. Есть ли в трагедии что-нибудь одно? Мне кажется, что среди потока размышлений и поступков достойных и недостойных оголилась месть как не­ что злое, неправильное; мести, которую страстно желали Гамлет и Лаэрт, не было, но за дела всех героев пришло справедливое воздаяние. Каждый умер так, как заслужил. Наверно, одна Офелия умерла, уже не чувствуя смерти (как-то чисто):

…Её одежды,
Раскинувшись, несли её как
нимфу,
Она меж тем обрывки песен пела,
Как если бы не чуяла беды,
Или была созданием,
рожденным
В стихии вод…

Примечание. Учащиеся пользовались переводами М.Лозинского, Б.Пастернака и А.Кронеберга.

 

Автор: 
Раздел: 
Искусство в школе: 
2014
№4.
С. 32-37

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.