Концепция выставки «Советское, постсоветское детство. Живая связь поколений»

Н.Фомина,
доктор педагогических наук, член-корр. РАО, Институт художественного образования РАО

Концепция выставки
«Советское, постсоветское детство. Живая связь поколений»

В год Культуры представляется уместным ор­ганизовать выставку, интегрирующую творчество детей разных поколений в пространство мировой художественной культуры.

Идея предлагаемой нами ретро-современной выставки состоит в сопоставлении мировосприя­тия детей разных поколений в пространстве спе­циально организованного культурного контекста: фотографий, видео-инсталляций, показа фрагмен­тов кинофильмов и театральных постановок с 1930 по 2010 гг. Источник ретроспекции – коллекция детского рисунка Института художественного об­разования РАО.

11 января 1940 г. официальная газета страны "Правда" сообщила об открытии в Государствен­ном музее нового западного искусства в Москве выставки 4Наша Родина в творчестве юных ху­дожников, на которой было представлено до 300 работ учащихся изостудий. Сообщалось также, что участники выставки встречались с известными художниками и скульпторами В.И. Мухиной, И.С. Ефимовым, П.П. Соколовым-Скаля.

Спустя много лет, в начале 1990-х годов, со­трудники Института художественного образо­вания РАО обнаружили в коллекции детского рисунка огромную папку с рисунками конкурсов 1930-х годов. В ней сохранились и экспонаты вы­ставки 1940 года. Большинство авторов являлись учащимися изостудий домов художественного воспитания, клубов и домов пионеров, в которых с детьми занимались талантливые художники, не имевшие возможности заработать на жизнь своим творчеством. Но значительная часть работ выполнена самостоятельно подростками из разных республик страны.

Темы были определены в 1939 г. организатора­ми Всесоюзного конкурса, посвященного 60-летию И.В.Сталина. Сформулированные в стиле своего времени, эти темы заинтересовали подростков, любящих рисовать: "Героические подвиги народа в борьбе за свободу и независимость своей родины, защита родины от врагов в прошлом и настоя­щем. Лучшие люди нашей страны. Доблестные патриоты, гордые соколы – летчики и летчицы, мужественные покорители Арктики, неутоми­мые деятели науки, исследователи, изобретатели и строители, открывающие и осваивающие еще неизведанные богатства нашей необъятной стра­ны. Юные музыканты – победители на мировых конкурсах. Старики-ашуги – народные поэты-орденоносцы, воспевающие родину и ее лучших сыновей, дочерей, великого отца и вождя народов. Труд, жизнь и быт человека, строящего новую, ра­достную и счастливую жизнь, осваивающего при­родные богатства, создающего новую, социалисти­ческую культуру. Строительство новых городов, школ, клубов, работа на заводе, в лаборатории, в поле, учеба и досуг пионеров и школьников. Ил­люстрации к Сталинской конституции: право на труд, отдых и образование. Многообразная при­рода нашей родины (пейзаж сельский, городской и индустриальный)".

В рисунках детей и подростков 1930-х годов ярко выражены не только приметы своего вре­мени, наполненного пафосом созидания во имя построения нового общества, но и национальные особенности образа жизни, культурных традиций, природы каждой республики.

Современная часть экспозиции будет сфор­мирована из работ детей и подростков из разных стран СНГ, полученных в результате проведения конкурса "Моя страна. Наш мир".

Одна из главных задач конкурса – понять мир современного подрастающего поколения, выражен­ный в художественном творчестве, его нравствен­ные и эстетические идеалы, роль представителей старшего поколения в жизни детей и подростков, духовную связь родителей и детей разных стран СНГ. То есть современным детям предлагаются темы, по существу близкие темам, несколько вы­сокопарно заявленным в 1939 году, что позволит представить социокультурный портрет совре­менного подростка в пространстве исторического времени.

По опыту проведения предшествующих ретро-современных выставок детского рисунка в круп­нейших музеях Москвы, в Германии (Берлин, Дрезден, Мюнхен), можно сказать с уверенностью о высоком интересе, который проявляют к ним как постоянные зрители Музея изобразительных искусств, так и специалисты – культурологи, исто­рики, педагоги, психологи, искусствоведы.

Проведение выставки будет сопровождаться специализированными экскурсиями, научно-практической конференцией, мастер-классами для детей и педагогов. Круг участников будет определяться пространством СНГ.

Автор: 
Искусство в школе: 
2014
№1.
С. 24

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.