Поход за духом

Е.Травина, кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования, хореограф лицея-интерната «Подмосковный»

«Поход за духом»

"Балет – это поход за духом...", – сказал недавно директор интерната, в котором я работаю хореографом. И действительно, две девочки, которые исполняли роли белого и чёрного лебедей в послед­ней хореографической постановке "Озеро лебедей" (одна – сирота, другая из сложной семьи, воспи­тывавшаяся до интерната матерью-одиночкой), теперь стали отличаться утончёнными линиями, красотой движений даже в быту и каким-то "ин­тровертным" взглядом, направленным внутрь себя или в суть вещей и событий...

В лицее-интернате "Подмосковный" живёт и воспитывается около 180 детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Это семьи воен­нослужащих, исполняющих свой долг на границе или в горячих точках, и дети – сироты, а также дети из так называемых социально незащищённых слоёв населения. Совсем недавно из лицея выпу­стился последний воспитанник, который учился у нас после того, как пережил трагедию в Беслане... В общем, самые разные дети, но все с очень не­простой судьбой, которая трудно складывалась до лицея-интерната.

Немногие знают, что обучение в лицее-интернате "Подмосковный" бесплатное, финансируется учреждение из благотворительного фонда, который ставит перед педагогами предельно ясную задачу: адаптировать детей к нормальной жизни и воспи­тать из них достойных людей. Звучит просто, но на практике это требует большой, осмысленной педагогической системы, где 24 часа в сутки с детьми находятся профессионалы: учат, лечат, кормят, разговаривают и не дают сбоя. Потому что малейшее чуть-чуть может изменить очень многое в будущем ребёнка...

Дополнительное образование лицея – яркий, мощный и неотъемлемый аспект образовательного пространства. Воспитать жизненные принципы, сформировать духовный стержень и обучить эле­ментарным навыкам исполнительского мастерства каждого воспитанника – вот те основные задачи, вокруг которых складывается деятельность педа­гогов дополнительного образования.

Как часто эти абстрактные педагогические по­нятия так и остаются лишь терминами в програм­мах развития! Но мы с большой гордостью можем говорить о том, что дополнительное образование в лицее, действительно, работает на всестороннее развитие личности, формирует духовную культуру ребёнка, обучая абсолютно каждого основам хореографии, хорового пения, восприятия музыки

музыкального исполнительства. В лицее рабо­тает самодостаточное структурное подразделение "Школы искусств" с двумя отделениями: музы­кальное (класс преподавания медных духовых ин­струментов, народных инструментов, фортепиано) и хореографическое (классическая хореография, народный и современный танец). 8 лет на базе хореографического отделения существует Корал­ловский театр детского балета, на счету которого более 10 постановок, среди них: "Спящая красави­ца", "Щелкунчик", "Озеро лебедей", на музыку П.И.Чайковского; "Юнона и Авось", на музыку А.Рыбникова; "Пер Гюнт", на музыку Э.Грига; "Шопениана" на музыку Ф.Шопена; "Кармен", на музыку Ж.Визе, и другие хореографические спектакли. Труппа театра из года в год насчиты­вает более б0 человек – артистов балета, это при­мерно треть от общего числа воспитанников лицея. Когда-то, провозгласив лозунг "каждая девочка должна стать на пуанты", мы даже не подозревали насколько это актуально для детей. Оказалось, что любая девочка, независимо от своих физических данных, мечтает попробовать себя в роли сказочной балерины, подняться в балетных туфельках над землей, раскрыть руки, словно крылья ангела, в плавном пор де бра и взлететь "как пух" в из­ящном прыжке, преодолев земное притяжение. Мальчикам также отводится значительное место, ибо балет предлагает продемонстрировать самые важные мужские качества и достоинства: надёж­ность и силу, выносливость и грацию, но главное – эстетику взаимоотношений между юношей и девушкой.

В связи с этим хореография в лицее-интернате "Подмосковный" почти сразу приобрела популяр­ность и массовый характер. Встал вопрос о выборе такого жанра, где была бы возможность предоста­вить каждому желающему, в зависимости от уров­ня подготовки и способностей, "ту самую" роль,

чтобы ребёнок перестал считать балет чем-то далёким, недосягаемым, элитарным. Ответ нашёлся сам собой. Выходом из положения мог стать театр, в котором каждому найдётся своё место. К тому же театр – это жанр с воспитательным потенциалом коллектива, а коллективные формы в условиях интерната – весьма важная вещь.

Жизнь нашего театра складывалась успешно. В первый год с самой первой постановкой мы отправились на районный конкурс театральных коллективов и получили 1 место. Успех обуслови­ли очень простые и такие сложные составляющие, как техника классической хореографии, которая помогла рассказать зрителям о добре и зле, точнее о победе красоты над хаосом. И жюри нас оценило. Дети были счастливы. Далее мы готовили новые и новые спектакли, адаптировали балеты классиче­ского наследия под возможности нашей балетной труппы, экспериментировали с линией построения и развития сюжета, но всегда сохраняли, и даже утрировали художественную идею спектакля. Нам было важно, чтобы маленький зритель, которому мы везли нашу постановку, понял нас достаточно ясно и усвоил этическое содержание, переданное в танце. Нам сразу предоставили несколько пло­щадок для выступлений из рядом расположенных сельских поселений. Важно отметить, что уровень культуры восприятия балета оставлял желать луч­шего, и нам приходилось танцевать под усмешки и непонимание зала: "что это за юбка" (про пачку), "что у нее на ногах" (про пуанты) и так далее. Но поскольку мы усердно, не ленясь, из года в год в благотворительных целях ездили в одни и те же Дома культуры, в конечном итоге мы добились тишины. Мы воспитали своего зрителя!

Справедливости ради важно отметить, что и мы сами стали благодарными, внимательными зрителями, понимающими цену труда... Вспоми­нается случай в Мариинском театре. Туда попали наши дети по благотворительным билетам на фе­стивальный показ "Жизели". После посещения спектакля, на следующее утро, на сайте Мариинки было написано, что в связи с нежеланием зрителей отпускать артистов с поклонов бурными, непре­кращающимися аплодисментами, администрации театра пришлось гасить свет в зрительном зале.

Это наши лицеисты в состоянии какого-то транса аплодисментами просили вновь и вновь выйти балерин на сцену.

Если вы приедете в лицей-интернат "Подмо­сковный", то думаю, обязательно почувствуете, что здесь нет привычного образа сиротского дома. здесь царит другая атмосфера: дети со счастливы­ми и благородными лицами, интересные и трудные дела, сложная, многоуровневая педагогическая среда, которая выстроена, в том числе благодаря работе педагогов дополнительного образования. И если спросить: "почему наши лицеисты такие!", – то с гордостью можно будет сказать, что "Лицей – это поход за духом..."

На сайте Кораллово.ру, на странице видео, есть фильм "Движением ты выразишь любовь". Это про наш театр балета.

Вот ссылка: http://www.korallovo.ru/index.php?option=com_videoflow&task=play&id=96&sl =latest&limitstart=8&Itemid=41&layout=listview

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№4.
С. 48-50

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.