ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ
наших единомышленников в области педагогики искусства, известных методистов
Ирину Владимировну Семенину,
учителя музыки и мировой художественной культуры, заслуженного учителя РФ,
Фалетрову Ольгу Михайловну,
кандидата педагогических наук, доцента, заслуженного учителя РФ!

В 1972 году я окончила музыкально-педагогический факультет Свердловского пединститута и начала работать учителем музыки в средней общеобразовательной школе № 77 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, где работаю по сегодняшний день.

Мне улыбнулась удача: я попала на курсы по внедрению программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского в Центральный институт усовершенствования учителей. И началась моя счастливая педагогическая судьба. Мне доверили провести открытый урок музыки в 1 классе по программе Д.Б.Кабалевского во время первой всесоюзной конференции, которая проходила в Свердловске. На уроке присутствовали представители Прибалтийских республик, а также Грузии, Армении и Азербайджана. Должна сказать, что для меня УЧИТЕЛЕМ стала Г.П.Сергеева, тогда ещё Лисенкова. Позже Центральное телевидение сняло урок в 5 классе по музыке для образовательной программы: «Учителю – урок музыки».

Когда завершился курс музыки, было страшное ощущение пустоты. Было совершенно непонятно, зачем прерывать общение с искусством в сложный подростковый период формирования системы ценностей? И снова улыбнулась судьба. В ЦИУУ начались курсы по экспериментальной программе МХК Л.М.Предтеченской. Мне повезло близко общаться с ней, так как она побывала у меня на уроке. Во время урока она превратилась в ученицу, отвечала на вопросы. Самое удивительное, что ребята восприняли это как совершенно естественный процесс. Позже я принимала участие в работе коллегии Министерства Просвещения РФ, когда утверждался новый предмет МХК. Работать стало ещё интереснее, так как ребята росли и развивались на моих глазах с 1 до 11 класса.

Наступили 90-е годы. В рамках программы «Педвуз – школа» в нашей школе был открыт первый в городе профильный музыкальный класс: выпускные экзамены приравнивались к вступительным. Все музыкальные дисциплины (2 дня в неделю) проводились в институте, а общеобразовательные – в школе. Была создана программа с углублённым изучением гуманитарных предметов. Хор на базе музыкальных классов (10–11) получил оценку «Образцовый». Музыкальный класс просуществовал 12 лет.

В 90-е годы апробировала программу по музыке, разработанную под руководством Г.П.Сергеевой. Позже огромную помощь в работе оказала программа «Искусство» для учащихся 8-9 классов (авторы Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Криткая).

В конце 90-х годов случилось ещё одно важное событие: меня включили в экспериментальную группу по апробации прелюбопытнейшей программы «Образ и мысль». Обучение проходило в Петербурге. Принципы программы и технология фасилитации (организации обсуждения произведения искусства) перевернули моё сознание, утвердив абсолютный приоритет размышлений ученика об искусстве. Непросто было сменить вектор своей деятельности: не просто обучать, а создать условия для самообучения и саморазвития ученика.  

В процессе длительных размышлений и наблюдений пришла к выводу о необходимости выстроить свою педагогическую деятельность в единую систему, чтобы оптимизировать работу для достижения оптимальных результатов. Прежде всего, определила для себя цель преподавания предметов художественно-эстетического цикла: увлечь учащихся искусством, иначе – влюбить в искусство, чтобы общение с искусством стало такой же потребностью, как дышать;  воспитывать читателя, зрителя, слушателя.

Пришлось переосмыслить роль учителя в этом процессе. КАК учить искусству? Изучив инновационные педагогические технологии и апробировав их в процессе педагогической деятельности, пришла к выводу, что оптимальными являются: метод художественно-педагогической драматургии, технология развития критического мышления, проблемное обучение, технология фасилитации образовательной программы «Образ и мысль», информационно-коммуникационные технологии, метод проекта.

Учитель становится фасилитатором.  Именно использование инновационных технологий позволяет создать условия для развития и саморазвития учащихся, помочь им в формировании своей системы нравственных ценностей для дальнейшей  успешной социализации. Помимо этого инновационные технологии позволяют вовлечь учащихся в творчество: создание исследовательских и творческих проектов. Именно поэтому я сейчас веду новый предмет (согласно ФГОС) – «Индивидуальный проект» в 10–11 классах.

Судьба подарила мне общение с огромным количеством интересных, увлечённых коллег благодаря конференциям, которые проходили в разных городах: Пермь, Чебоксары, Самара. По счастливому стечению обстоятельств я, работая учителем в общеобразовательной школе, имела возможность работать со студентами педагогического университета, которые выбрали своей специальностью МХК. Кроме этого меня приглашали читать курсы методики преподавания музыки и МХК во Владивостоке, Челябинске, Ханты-Мансийске, Сухуми, Москве.

Мои дополнительные нагрузки: руководитель ШМО учителей гуманитарно-эстетических дисциплин, руководитель РМО учителей художественно-эстетических дисциплин, руководитель Городской педагогической Ассоциации учителей художественно-эстетических дисциплин УрГПУ (кафедра культурологии) – педагогическая практика и методика преподавания МХК.

Согласитесь, счастливая судьба!!!

В 1987 г. я была делегатом Всероссийского съезда учителей. В 2006 г. стала победителем конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ».
Семенина Ирина Владимировна

 

Вот и мне небольшой юбилей достался! После окончания в 1980 г. Ростовского музыкально-педагогического училища была направлена учителем музыки в Красноборскую специальную школу для детей и подростков с девиантным поведением. В это время активно «входила в жизнь» программа по музыке Д.Б.Кабалевского. Программа открывала для учителя и детей удивительный мир музыки, в который мы с огромным интересом погрузились.

В Ярославской области всю работу по освоению новой программы вела методист Абрамова Галина Евгеньевна. Именно Галина Евгеньевна нашла меня в далёкой закрытой школе, помогла состояться в профессии. Именно Галина Евгеньевна познакомила с доктором педагогических наук, профессором (для меня человеком-легендой) Эдуардом Борисовичем Абдуллиным. С именами этих замечательных людей связаны первые попытки осмысления педагогического опыта, открытые уроки, выступление и мастер-класс на Первом Международном конкурсе «Учитель музыки XXI» века в 1999 году. Этот конкурс – детище Эдуарда Борисовича, уникальное событие! Столько энергии, открытий, педагогических находок он подарил и продолжает дарить (мы со студентами смотрим уроки, анализируем, спорим, это значит, что конкурс жив).

Подготовка к защите диссертации по теме «Развитие эмоциональной сферы девиантных подростков» сопровождалась участием в работе научно-практических конференций, на которые по приглашению Эдуарда Борисовича собирался весь цвет музыкально-педагогического сообщества страны и зарубежья. Удивительное время – удивительные, «горячие», яркие люди! Здесь и «дети Кабалевского» (авторские коллективы, продолжающие развивать его идеи), здесь и авторы учебников по музыкальной психологии, здесь и авторы мировоззренческих музыкально-педагогических концепций, здесь и многие-многие интересные люди, чьи имена сегодня в анналах золотого фонда педагогики музыкального образования.

Эти встречи, знакомства, беседы не прошли бесследно. Осталось чувство причастности к очень важному и ответственному делу: музыкальному воспитанию детей. Вижу свой долг в том, чтобы передать опыт студентам – будущим учителям музыки: «влюбить» в профессию, поддержать в первые годы работы в школе.

В 2003 г. защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, в 2009 г. присвоено учёное звание доцента по кафедре теории и методики музыкально-художественного воспитания ЯГПУ имени К.Д.Ушинского. С 2010 по 2012 годы обучалась в докторантуре университета. Сегодня занимаюсь подготовкой педагогических кадров по специальности «Музыкальное образование», являюсь ведущим специалистом кафедры по вопросам преподавания методики музыкального обучения и воспитания в области музыкального образования.

С 2006 г. по 2016 г. совмещала научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность в ЯГПУ имени К.Д.Ушинского с работой методиста Городского центра развития образования г. Ярославля, обеспечивая научно-методическое и практико-ориентированное сопровождение учителей музыки г. Ярославля.

Основные учебные курсы, в том числе лекционные (бакалавриат): «Методика музыкального воспитания в области музыкального образования», «Музыкотерапия в образовании», «Музыкально-педагогические практикумы», «Основы исследовательской деятельность педагога-музыканта». Разработала программу магистратуры «Музыкотерапия в образовании» для направления подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, читаю курсы: «Теория и методика музыкальной коррекции и социальной адаптации лиц с ОВЗ», «Научные исследования психолого-педагогического направления в области здоровье сбережения», «Телесно ориентированная музыкально-коррекционная деятельность», «Арт-терапевтические здоровье сберегающие технологии в образовании». «Профилактика и коррекция поведенческих девиаций средствами музыки», «Научно-исследовательский проект по вопросам музыкотерапии».

Учебно-методические труды включают в себя 31 пособие, в том числе «Методика преподавания предмета «Музыка» в начальной школе в соответствии с ФГОС» и «Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции» изданные в издательстве Юрайт, выдержали 3 переиздания, имеют гриф УМО как учебные пособия для вузов, прикладного бакалавриата и среднего профессионального образования / СПО/.

            P.S. Бережно храню свою первую публикацию в журнале «Искусство в школе», которая подписана так: учитель музыки Красноборской спецшколы для девиантных детей. Внимательно присматриваюсь к дате: №3 за 2001 год. Сегодня – 2021 год…

С поддержки Галины Евгеньевны Абрамовой и Эдуарда Борисовича Абдуллина 20 лет назад начался мой путь школьного учителя музыки. Их светлой памятью освещён каждый день моей работы в вузе.

Фалетрова Ольга Михайловна,
 

 

Автор: 
Раздел: 
Искусство в школе: 
2021
№5.
С. 62-64

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.