Услышать будущего зов…
Г.Абрамян,
ведущий редактор Центра художественно-эстетического
и физического образования издательства «Просвещение», г. Москва
Услышать будущего зов…
В издательстве «Просвещение » 12 декабря прошёл Издательский день, посвящённый предметам эстетического направления: «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Мировая художественная культура». Общей темой для выступающих стала актуальная проблема образования: Статус и место предметов нравственно-эстетического направления в современной школе. На встрече перед учителями школ выступили ведущие авторы издательства.
Открыл встречу народный художник России, академик Российской академии образования и Российской академии художников, лауреат Государственных премий СССР и РФ, международных премий и премии Президента РФ в области образования, директор Центра непрерывного художественного образования МИОО, профессор Борис Михайлович Неменский. Темой его выступления была: «Школа без искусства: заброшенная пашня неминуемо зарастёт чертополохом. Работаем на будущее».
Проблемы музыкального образования в школе и тему реализации новых примерных программ в учебниках «Музыка» раскрыла кандидат педагогических наук, доцент, зам. главного редактора журнала «Искусство в школе», член Совета по музыкально-эстетическому образованию Российской академии образования Елена Дмитриевна Критская. Она рассказала о преемственности традиций Д.Б.Кабалевского и их отражении в учебниках «Музыка» издательства «Просвещение».
О трудностях и путях их преодоления в процессе интеграции искусства через проекцию национальных образов рассказала доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства и методики обучения Шуйского филиала ФГБОУ ВО «Ивановского государственного университета» Людмила Викторовна Ершова. Она затронула тему «Изобразительное искусство и духовная традиция на пути к общечеловеческому».
Основной посыл всех выступлений был связан с методикой организации уроков, на которые в обязательной программе остаётся всё меньше часов, либо часть из них переходит в факультативные. Как заинтересовать учащихся, избегая рутинности и статичности на уроке, и при этом остаться в рамках рабочей программы? Какую линию УМК выбрать? Где проходят границы между свободным творчеством и обязательным формированием универсальных учебных действий и компетенций? И глобально: каким образом в условиях рыночной экономики сохранить себя как историческую данность? Как строить будущее не на обломках национальной традиции культуры, а на её фундаменте? Это неполный круг вопросов, освещавшихся на собрании.
В завершении встречи была представлена новинка издательства – серия книг «Тропинка в картину. Новеллы о русском искусстве» писателя и искусствоведа Веры Исааковны Чайковской, которая в игровой увлекательной форме рассказала детям младшего и среднего школьного возраста о русских художниках и их картинах.
В основе сюжета – диалоги об искусстве, которые строятся вокруг определенных событий в жизни художника, через его субъективное воспроизведение действительности в живописи. Герои книги – реальные люди: художник, тётушка-искусствовед и её племянник Илюша, мальчик 11 лет, со всеми «тараканами», свойственными детям его возраста. Поход в Третьяковку не вызвал у него интереса к великому искусству, и тем не менее этот интерес проявился при самых обычных будничных обстоятельствах. Такова позиция автора: если мы хотим привлечь детишек к искусству, воспитать из них духовно-развитых личностей, сделать это можно только без принуждения , не преодолевая их сопротивление, а предлагая им своё видение, свою интерпретацию.
Личное участие и отсутствие ограничений вызовет интерес и, возможно, желание узнать что-то большее о произведении, о его авторе, о времени создания и т.д. Книга хороша прежде всего тем, что не предлагает готовых формул, непреложных истин. Она позволяет любому читателю проложить свою тропинку. По мнению автора, любой урок по искусству должен выстраиваться как детективный рассказ, с привлечением детей, которые тоже что-то угадывают в сюжете и делают интересные предположения, порой озадачивающие взрослых.
Благодаря качественной печати, хорошей бумаге, ярким и весёлым иллюстрациям известного художника-мультипликатора Александра Гурьева и крупным репродукциям русских художников эти книги могут стать хорошим подарком как детям от 10 лет, так и родителям и учителям. Книга «Тропинка в картину» предназначена для внеклассного чтения, но темы, затронутые в ней, пересекаются с предметами «Изобразительное искусство », «МХК», «Литература ». Она может помочь учителям новыми методическими идеями и разнообразить образовательный процесс.
Уже ни для кого не секрет, что школа сегодня претерпевает очередные метаморфозы, учителю всё сложнее вести учебный процесс по-старому, необходимы даже не столько новые технологии, сколько новые коммуникативные подходы к современным детям, с учётом совершенно иной реальности, в которой они формируются. Интерес к духовному развитию и в образовании, и в социальной сфере сегодня порой сводится в лучшем случае к узко-религиозному пониманию духовности. А в светском, общекультурном смысле его значимость размывается. Понятно, что жизнь не стоит на месте, «ход времен нельзя остановить», техногенизация и технократизация общества — уже неизбежный процесс. Но как в этих условиях избежать крайностей? Можно ли остановить обесценивание духовных сфер жизни? Возможно ли возвращение к нормальной расстановке приоритетов и, в конечном итоге, возрождение культурных традиций России?
По сути, на плечи учителей-предметников эстетического направления сегодня ложится трудная и ответственная задача – формировать личность ребёнка не благодаря, а вопреки «модным» тенденциям, но при этом учитывая новые веяния и даже находясь в эпицентре всех важных событий современной жизни. Но у учителя есть очень сильный козырь: он может предложить то, что недоступно любому самому продвинутому электронному агрегату – своё живое понимание искусства, свой личный искренний интерес к мнению ученика и к его личности, свою творческую незаурядность и юмор, а главное – открыть перед подрастающим поколением дорогу творческой свободы и созидательного озорства, а не запретов и ограничений, которых в школе и без того достаточно.
Научить чувствовать, позволить ощущать, выражать эмоции – такую «роскошь» могут и должны себе позволить именно учителя предметов эстетического цикла в большей степени, чем кто-либо другой. Развитие эмоционального интеллекта и способности к эмпатии – целая наука, большой труд и обучающих, и обучаемых. Ребёнок может проявлять способности в математике, физике, химии и т.д. Но только формируя в детях чувственное, перцептивное познание искусства, музыки, литературы, развивая в них эмоциональный интеллект, мы сможем рассчитывать на то, что через несколько лет не получим общество равнодушных механизмов, не способных к восприятию чужой беды , подверженных поверхностным отношениям и пластиковым чувствам, а вырастим нормальное здоровое поколение чутких и духовно развитых специалистов в разных областях.
Оставить комментарий