Вакцина против смертельного вируса национальной розни

Вакцина против смертельного вируса национальной розни

«Очевидно, что обладающий знаниями, достаточным кругозором грамотный человек, по сути, застрахован от вируса национализма и нетерпимости» - Владимир Путин, президент РФ.

Как подметил незабвенный Салтыков-Щедрин, у нас принято наводить порядок двумя способами: тащить и не пущать. Тащить туда, куда человек идти не хочет, и не пущать туда, куда он хочет попасть.

Второй способ – способ запретов - кажется особенно удобным и простым. Нехорошо ведь, когда подростки шатаются без дела, особенно в позднее время? Нехорошо! Что делать? Понятно, «не пущать»! Ввести ли для них «комендантский час». А за нарушение крепко штрафовать родителей, тогда уж они сами с ними … А, может, пораньше начинать «тащить» юных правонарушителей в соответствующие места? Сроки прибавлять? Иные способы, кроме запретов, как будто и вовсе не представлены в руководящих умах.

Но от избыточных запретов, от всяческих «ужесточений», от нарастающей слежки всех за всеми становится в итоге только хуже, а из этого делается вывод, что надо еще больше следить, карать и ужесточать.

Разве не понятно, что от запрета та или иная дурная наклонность не превратится в хорошую и даже не исчезнет, а проделает в заборе какую-нибудь другую дырку и снова заявит о себе? Не поискать ли положительных решений? Не задуматься ли о том, что у тех же подростков нет привлекательных мест, куда их не надо было бы ни тащить, ни не пущать – мест, приспособленных для самореализации в каких-то созидательных, общественно одобряемых формах? Нет круга содержательного общения, нет доброжелательных и умных взрослых, которые увлекали бы их общим интересным делом. Конечно, обеспечить все это куда труднее, чем придумать еще какой-нибудь бесплодный запрет.

Есть у нас еще один традиционный способ «тащить» в нужном направлении, и, хотя все давно знают, что он абсолютно не эффективен, отказаться от него мы не можем. Это метод сотрясания воздуха самыми что ни на есть правильными словами (патриотизм, экология, нравственность, семейные ценности, недавно была толерантность…). Это - проведение формальных мероприятий на подобные темы, введение специальных псевдопредметов в учебные программы и т.д., и т.п. И не важно, что никто благодаря этому не узнал и не полюбил свою страну, не перестал загаживать пикниками берега родимых рек, разводиться, делать аборты, бросать своих детей и т.д.

…Сегодня один из «вирусов», смертельно опасных для нашей страны и государства, это национальная рознь, вражда и нетерпимость. Хотелось бы верить: то, что об этом упомянул президент, побудит кого-нибудь искать противодействие этому вирусу. Позволю себя заметить только, что знания, кругозор и «достаточная грамотность» такой вакциной не являются: и отечественные, и мировые идеологи национального превосходства и агрессивнейшей, на грани погрома, нетерпимости часто бывают «достаточно грамотными» индивидуумами. И второе: начинать надо не с 15 лет, а с рождения. Пятнадцатилетних тоже можно спасти, но это намного труднее.

Теперь пора мне пересаживаться на своего конька. Известно, что действительно объединяет детей и подростков: общее дело. Особенно если это дело реальное, ценность которого признают взрослые. А если это общее дело захватывает внутренний мир, душу каждого отдельного ребенка, то объединяющий эффект вырастает многократно. И такой опыт человеческого единения на глубинном уровне несут многие формы художественного творчества. Если воспитанники детского сада, ученики одного класса, одной школы, разных школ города регулярно и «в охотку» поют в общем хоре, играют на сцене, совместно создают красочные панно, устраивают общие праздники, то почва их души становится не восприимчивой (или, осторожнее, мало восприимчивой) для семян национальной нетерпимости. Думаю, такие дети искренне удивятся, если взрослые дяди и тети вдруг начнут им объяснять, что поющие рядом с ними более смуглые или более скуластые ровесники – «такие же люди, как и они сами».

Художественное творчество обладает еще одним бесценным свойством. Ребенок, занятый искусством, сам того не замечая, учится видеть в лице человека, в движении животного, в форме растения выражение душевной жизни; слыша человеческую речь, он не просто «считывает информацию», как с эсэмэски, он слышит, как говорит человек, каково его внутреннее состояние. Познавая искусство разных времен и народов, ребенок может понять, что объединяет, а что отличает нас от других, и, благодаря этому, сохранить свое и добавить к нему чужое, или, вернее, то, что поначалу казалось чужим. Какая уж тут национальная или иная нетерпимость!

Конечно, одно художественное образовании чуда не сотворит: есть семья, есть реалии общественной жизни, есть поток информации, плохие или хорошие педагоги, и все эти факторы могут действовать в направлении, не совпадающем или противоположном желаемому. Но я в тысячный раз привлекаю внимание к тому, что практика искусства, общее, раннее художественное образование детей – не пустая трата времени и не подготовка отдельных детей к профессии. Что это – мощнейшее средство предотвращения множества социальных зол, несчастий, психических отклонений, средство решения самых острых, «не поддающихся» воспитательных проблем.

В частности - действенная вакцина против смертельного вируса национальной розни.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.