И снова - «Искусство в школе»
Г. Пожидаев
И СНОВА - «ИСКУССТВО В ШКОЛЕ»
В настоящее время, когда со всей очевидностью выявился глубокий кризис культуры, поразивший страну, ставший чуть ли не главным тормозом в осуществлении экономической и социальной перестройки нашей жизни, без решительного подъема художественно-эстетической работы в общеобразовательной школе дела с места не сдвинуть. Именно школа является фундаментом культуры всего общества. Одним из инструментов, с помощью которого можно многое сделать в этой области, несомненно, способен стать журнал для учителей по искусству, охватывающий все стороны художественного развития школьников, объединяющий усилия ученых, деятелей искусств, методистов, учителей, педагогической общественности. Понятно, что в этих условиях ограничиться журналом «Музыка в школе» уже нельзя, нужно охватить все искусства. И мы вернулись к некогда существовавшему изданию — «Искусство в школе».
Здесь, очевидно, необходимо сделать экскурс в историю. Обратим внимание на запись, помещенную на титульном листе, о том, что журнал основан в 1927 и возобновлен в 1991 году. Между этими столь далеко отнесенными датами заключены и 15-летие (в общей сложности) выхода единственного нашего педагогического журнала по искусству, и 50-летие вынужденного молчания, когда закрытое в 1932 году издание оказалось так сложно восстановить.
Этот факт — одно из свидетельств драматизма многолетней борьбы педагогической общественности с политико-административным аппаратом против недооценки эстетического воспитания детей, за свободное творческое развитие личности ребенка, за то, чтобы общеобразовательная школа была не только школой приобретения знаний, но и школой воспитания чувств. И потому отнюдь не случайно сегодня, в период решительной ломки нашей зашедшей в тупик экономической и социальной жизни, мы берем в руки оборвавшуюся нить идей и заветов нашего предшественника из 20-х годов. Естественно, что-то из того, о чем тогда писал журнал, уже стало историей, но многое и сейчас столь же актуально, как и 70 лет назад...
Первый журнал для учителей по искусству основал нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский. Он вошел и в состав редколлегии вместе со своими соратниками, среди которых были Н.Я. Брюсова, М.М. Пистрак, Е.Т. Руднева (отв. редактор), Л.Р. Свирский (зав. редакцией), С.Н. Луначарская. Среди «литературных сотрудников» журнала, как сообщила редакция, были С.М. Бонди, А.А. Брянцев, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, Г.Л. Рошаль, М.А. Румер, А.В. Чичерин, В.Н. Шацкая и другие. Думается, эти имена многое говорят тем, кто занимается вопросами педагогики, эстетического воспитания детей.
Особый интерес представляет для нас первый номер журнала, где изложены основные позиции его создателей, представлен их взгляд на искусство в школе. Многое объяснено во вступительной редакционной статье, которая, судя по стилю, яркости изложения, остроте и образности слова, видимо, принадлежит самому наркому. «Из всех проблем новой школы,— говорится в статье,— проблема искусства в школе наименее разработанная. Если нет двух мнений о том, что нашей школе кроме знаний и навыков нужно еще воспитание трудовое, общественное и физическое, то вопрос о том, нужно ли еще и воспитание художественное, не «когда-нибудь» и «вообще», а сегодня, сейчас, немедленно, далеко не получит единодушного и твердого ответа.(...) Искусство не имеет врагов, наоборот, оно имеет друзей, которые с полуулыбкой и снисходительной насмешливостью серьезных людей, которым приходится говорить о пустяках, защищают его на словах, а на деле разводят руками и, изгоняя искусство, огорченно указывают на безвыходность положения. (...)
Половинчатое отношение к искусству привело к последствиям, которые заслуживают серьезного внимания: трезвая, деловая школа с маленькими озабоченными гражданами-учениками не покрывает всех вопросов жизни и детства, и они пробиваются уродливо, вкривь и* вкось, в жажде острого, в пессимизме, в грубости, в нездоровом эстетизме, чуждом всем стремлениям современности. Слишком взрослая утилитарная практика школы, не давая навыков радости, творчества, искусства делает ребят беззащитными против всех нездоровых приманок...»
Далее в статье говорится о нередко низком качестве уроков искусства, профессиональной беспомощности учителя, отсутствии дельных советов, пособий, об остающихся неизвестными «чудесных проблесках» творчества учителя и ребят. «И путь только один,— завершает редакция свое вступление,— бросить больше света в этот темный угол нашей школьной жизни, пересмотреть нашу практику, наши принципы, нашу платформу и цели в этой области. Такой задаче должен служить наш орган «Искусство в школе».
Как видно, журнал с самого начала четко выразил свой взгляд на художественное воспитание школьников, который мы разделяем и сегодня. Это нашло отражение и в высказываниях других авторов первого номера, в частности Н. Брюсовой (статья «Борьба за художественное воспитание в школе»): «Искусство в школе должно быть в первую очередь методом воспитания. Искусство воспитывает интуицию и волю ребенка, дает ему возможность полно воспринимать окружающий мир и свободно участвовать в его коллективной жизни»; М. Пистрака («Художественное воспитание и трудовая школа»): «Художественное воспитание дает не познание и не столько навыки, сколько именно тон жизни... Убеждения, которые мы можем привить в школе через знания, только тогда корнями врастают в детскую психику, когда эти убеждения закрепляются эмоционально»; самого А. Луначарского («Искусство слова в школе»): «Мы считаем детское фантазирование в рисунке и особенно в устном и письменном рассказе важным элементом воспитания...» «Богато то общество, где каждая индивидуальность имеет свои характерные особенности и дает другим индивидуальностям нечто неповторимое при условии разнообразнейшего и теснейшего взаимодействия этих индивидуальностей... Поэтому школа не смеет подавлять индивидуальность...»
Ощутимый урон искусству в школе был нанесен еще раньше, с введением нэпа, когда стали переходить на хозрасчет и расходы из бюджета на искусство были значительно сокращены. «Перестали устраиваться конференции и курсы, выставки детских рисунков и концерты для детей,— пишет Н. Брюсова,— детские театры стали переходить на хозрасчет, нельзя уже было выпускать методи-чески-агитационных брошюр и листовок,— книги, сборники, пособия стали издаваться Госиздатом также с расчетом на самоокупаемость, а не рассылаться бесплатно, как раньше. Понемногу дошли до того, что можно видеть теперь,— до одного работника на главк или отдел ОНО по руководству всем художественным делом, по всем видам искусств. Ясно, что это могло уже быть только административным руководством, методистом такой руководитель быть уже не мог. Самым трудным для художественного воспитания моментом было сокращение работников по художественному воспитанию в самих школах, иногда поручение дела художественного воспитания преподавателю-комплекснику, иногда просто полное изъятие его из плана занятий в школе...»
Именно в такой ситуации начал свою жизнь журнал «Искусство в школе» в 1927 году. Но не в таком ли положении находимся сегодня и мы, когда государство продолжает держать на остаточном обеспечении народное образование в момент формирования в стране рыночных отношений?
Наркомпрос, педагогическая общественность боролись за художественное воспитание в школе, но силы были неравны. Как известно, Луначарский неодношихся масс города и деревни». Здесь были указания и о разработке программ по «изо-, музо-, теа- и киноработе для политехнической школы» с установлением на протяжении семилетнего обучения сетки часов по этим предметам; и о проведении краткосрочных курсов по переподготовке преподавателей художественных дисциплин; и о передаче из сектора искусств в ведение школьного сектора сети детских художественных школ, студий и театров юных зрителей; и о создании при облоно, крайоно секторов искусств и др.
Журнал в это время выступил с передовой статьей, в которой подчеркивалось, что «искусство не может быть пропущено или как-нибудь умалено в общей системе политического воспитания».
Увы, искусство было основательно политизировано, а значит, и существенно умалено. В апреле 1932 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», по которому ликвидировались различные ассоциации в сфере литературы и искусства, предписывалось объединить всех писателей в единый союз «с коммунистической фракцией в нем». То же относилось и к другим видам искусства. Как оказалось, был обречен и журнал «Искусство и дети». Видимо, недостаточно радикально перестраивающееся на новые установки издание начинало раздражать политическое руководство и осенью того года журнал был ликвидирован...
В 60-х годах, в период «оттепели», педагогическая общественность поставила вопрос о возрождении школьного журнала по искусству. В 1968 году Д.Б. Кабалевский выступил с предложением о создании массового всесоюзного журнала «Эстетическое воспитание в школе». Однако лишь через 15 лет ему удалось убедить правительство России в необходимости учреждения педагогического издания по искусству. Им и стал журнал «Музыка в школе».
С первого номера в 1983 году он решал задачу утверждения новых принципов преподавания искусства в школе, тем самым сразу определив свое направление и приоритеты, свое отношение к искусству как к духовной культуре.
Нынешний журнал «Искусство в школе» становится естественным преемником «Музыки в школе» по своей концепции, целям и задачам, одновременно продолжая традиции своего давнего предшественника.
Остановимся несколько подробнее на целях и задачах нашего «продолженного» издания.
Учитывая современную ситуацию, наличие глубокого провала общей культуры педагогов, одной лишь методической помощи учителю в его работе совершенно недостаточно. Ему надо помочь в приобщении к художественной культуре народов, к высоким традициям классического искусства, и в первую очередь в создании в обществе климата наибольшего благоприятствования нравственноэстетической работе в школе, в привлечении к этому делу широкого общественного и родительского актива. Поэтому журнал «Искусство в школе» определен как общественно-педагогическое и научн о-м етодическое издание.
Цель журнала — связать живое искусство с художественной педагогикой, помочь учителям, методистам, организаторам внеклассной и внешкольной художественной деятельности учащихся, преподавателям ПТУ, средних и высших педагогических учебных заведений в выполнении на уровне подлинной культуры всех учебно-воспитательнах задач. Журнал призван способствовать воспитанию общей й художественной культуры педагога, формированию целостного гуманистического мировоззрения, высоких ценностных критериев, а также высокого уровня владения современными программами по искусству, их содержанием и методикой. Как «система взглядов» концепция журнала строится на понимании искусства как духовной культуры, на внедрении принципов художественной педагогики в методику преподавания, в учительскую практику.
Свою функцию редакция видит в более широком подходе к трактовке методической помощи учителю. В журнале будут присутствовать не только материалы из опыта учителей, советы методистов по урочной, внеклассной и внешкольной работе, но и публикации, направленные на расширение знаний учителя, его кругозора в вопросах своего предмета и особенностей других искусств, в педагогике, философии, психологии и др. Такой подход необходим, ибо сегодня учитель-предметник по искусству нередко малоквалифицированный специалист. На уроках искусства проблема как успешно провести занятия во многом зависит от того, что имеет за душой учитель.
Приоритетная роль в публикациях будет отводиться: — раскрытию целостности и многообразия художественной культуры человечества, приобщению к корням национальной, народной художественной культуры;
— введению педагогов в круг современных проблем искусства, философии, психологии, художественной педагогики;
— выработке научно обоснованной концепции целостного эстетического развития учащихся как основы для создания единой системы эстетического воспитания;
— разработке проблем художественной дидактики;
— изучению психолого-педагогических аспектов восприятия искусства, развития творческих способностей (с учетом возрастной психологии);
— созданию вариативных и интегративных программ по различным видам искусства как в школе, так и во внешкольных учебных заведениях;
— разработке критериев дифференцированного подхода к преподаванию предметов художественного цикла на всех ступенях школы;
— исследованию вопросов взаимоотношения национального и общечеловеческого в эстетическом развитии и художественном образовании, созданию с учетом этого программ для национальных школ;
— исследованию путей перестройки образования педагогов по музыке, изобразительному искусству, подготовки учителей по мировой художественной культуре, приведению художественного образования в соответствие с современным развитием педагогики искусства.
В освещении методической службы упор будет делаться на новые подходы к методической работе с молодыми специалистами в институтах усовершенствования учителей„в методобъединениях города, района, школы, на программы переподготовки штатных и общественных методистов, учителей. В пропаганде передового учительского опыта особое внимание будет уделяться творчеству учителя, поиску им новых подходов и приемов преподавания предметов искусства, выходу на межпредметные связи, привлечению в урок нового материала, органической связи урочной и внеурочной работы.
Редакция также считает необходимым проводить социологические исследования, опросы читателей, изучать насущные проблемы жизни и творческой деятельности учителей; организовывать дискуссии по различным вопросам преподавания искусства, развития педагогической науки; давать слово родительской общественности, учащимся и студентам; осуществлять выпуск приложений: нотных, изопродукции, грамзаписей, магнитофильмов, видеокассет, различных программ, учебных пособий, возможно, литературы по искусству и даже пробных учебников. Однако выпуск приложений дело весьма сложное, зависящее от многих факторов, прежде всего от рынка бумаги, других материалов, стоимости полиграфических и иных услуг.
Но главное — будущее журнала, все его начинания зависят от вас, уважаемые читатели, от вашего деятельного участия в его работе.
Оставить комментарий