Авторская программа внеурочной деятельности «По ступеням художественного творчества»
Авторская программа внеурочной деятельности «По ступеням художественного творчества»
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «По ступеням художественного творчества» создана для организации свободного времени обучающихся и представляет собой содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных художественных способностей обучающихся. Эта рабочая программа разработана для обучающихся среднего звена в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта. Она предназначена для реализации в основной школе: для одарённых детей, так и для обучающихся интересующихся предметом. Курс программы рассчитан на 72 часа, с периодичностью занятий 2 раза в неделю. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность: от теории к освоению через упражнения и собственному художественному воплощению в материале. Она направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по современным направлениям в изобразительном искусстве. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с нетрадиционными техниками, формирует эстетический вкус.
Актуальность.
Современные дети получают огромный поток зрительной информации и поэтому их трудно увлечь чем то стандартным. В связи с этим занятия художественным творчеством должны удивлять ребёнка, как в процессе изготовлении, так и результатом. Поэтому программа « По ступеням художественного творчества» нацелена на освоение нетрадиционным техникам и художественным приемам в изобразительной деятельности. Такие виды творчества вызывают у учащихся особый интерес к современному искусству, и развивает фантазию. Обучающиеся с разным уровнем подготовки и способностями могут освоить эти приёмы в творческой работе, и у каждого может получиться свой оригинальный «шедевр». Программа предполагает расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками, виртуальные экскурсии к картинам и изделиям современников. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок, газет.
Цели и задачи:
- Создать условия для развития художественно – творческого потенциала обучающихся.
- Формировать устойчивый интерес к искусству.
- Обучить технологии современных искусств и формировать умения владеть приемами нетрадиционного рисования и способам изображения, используя различные материалы.
- Обогащать визуальный опыт детей через творческое общение.
- Развивать умение самостоятельно анализировать свою работу и свои достижения.
Новизна данной программы. Новизна заключающаяся в том, что в содержание программы студии формирует знания о современных техниках декорирования и умения использовать в собственных проектах и работах. Основной упор на занятиях делается на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными. По каждому разделу предлагается система: изучение технологии и способов изготовления, материалов, общение с мастерами, обзор творческих современных декоративных работ. Продуманы упражнения, практические задания на различные приемы работы кистью, пером, способы вырезания из бумаги, которые выполняются детьми по образцу. Разделы программы завершаются созданием самостоятельной работы учащимися.
Виды деятельности учащихся на занятиях:
Основной вид деятельности это творческая практика, которому предшествует изучение теоретического материала и инструментов, технологии исполнения. Ведущим в обучении является метод реализации творческого потенциала: участие в выставках, ярмарках, конкурсах, проведение мастер класса для детей и взрослых, благотворительных акциях и в других мероприятиях.
- Поиск и обзор декоративных работ, просмотр мастер – классов.
- Изучение способов создания изображений и отработка приемов работы в упражнениях.
- Копирование манеры и техники исполнения, рисование и изготовление по образцу или с использованием шаблонов с творческой импровизацией.
- Создание работы по собственному мотиву и замыслу.
Формы организации занятий:
- интеграция в базовые образовательные дисциплины;
- занятия в группах и индивидуально;
- практическая работа;
- самостоятельная работа;
- посещение музеев и экскурсий;
- организация тематических и персональных выставок.
Форма контроля уровня достижений учащихся.
- Коллективное обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности.
- Периодическая организация выставок, самооценка детям своих работ.
- Участие в творческих конкурсах различного уровня.
Мониторинг эффективности занятий в изостудии основывается на диагностике личностного творческого роста учащихся по полугодиям.
Критерии мониторинга:
- Успешно осваивает приемы работы художественным материалом, точно улавливает изобразительную манеру исполнения. Достаточно хорошо копирует технику по образцу.
- Свободно создает свой мотив, творческую работу.
- Активно участвует в школьных, районных тематических выставках, конкурсах.
- Имеет достижения в конкурсах, викторинах, предметных олимпиадах разного уровня.
Планируемый результат внеурочной деятельности в студии.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
- Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности формируется при выполнении упражнений и практических работ по образцу, заполнение таблицы, поиск информации, составление схем.
- Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся через работу с текстами, произведениями искусства, обсуждениями тем.
- Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Путь формирования данного результата проходит через анализ своего труда и сравнение с другими.
- Желание осваивать новые виды деятельности через разнообразие практических работ, подготовка сообщений и презентаций.
- Желание участвовать в творческом, созидательном процессе.
- Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. При проведении обсуждений и выполнений творческих работ.
- Признание для себя общепринятых морально-этических норм формируется во время обсуждения поведения персонажей картин и их действий.
- Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры. Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры.
- Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
- познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности.
- информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации.
- рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В результате обучения в студии у учащихся будет формироваться устойчивый интерес к изобразительному искусству, как прошлого так и современного, развиваться эмоционально – эстетическое восприятие, фантазия и творческие способности, образное мышление. Учащиеся будут иметь представление об особенности работы современного художника-графика, живописца. Овладеют умениями выполнять тушью штриховку и пользоваться разными графическими принадлежностями, овладеют навыком расчета параметров букв при написании пером и тушью, написания рубленным шрифтом по сетке, каллиграфическим шрифтом. Сформируются умения использовать шрифтовые композиции в оформлении. Обучающиеся смогут составлять орнамент, чередовать элементы, применять этот навык в оформлении праздников и мероприятий. Освоят приемы вырезания из бумаги симметричное и в одно сложение, приемы складывания и размещения в конструкцию плоскую и объемную. Ученики смогут создавать современные поделки сувениры, открытки из бумаги, ткани. Дети изучат живописные приемы, художников и произведения стиля импрессионизма. Будет формироваться навык гармоничного подбора цветов, смешивания красок. Они смогут творчески использовать средства художественной выразительности. Овладеют приемами работы в смешенной технике – акварель, гуашь, восковые карандаши. Обучающиеся будут иметь представление, как можно использовать природные и нетрадиционные материалы, создавая творческую композицию или поделку, элемент оформления интерьера, дизайн предмета.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА: «По ступеням художественного творчества». 72 часа.
№ раздела |
Название раздела |
Основная практическая деятельность обучающихся |
Количество часов |
|
Займёмся творчеством. |
Поиск и обзор современных декоративных работ в различных источниках. |
|
|
|
Освоение графических материалов: тушь, гелиевая ручка, фломастер. |
|
|
|
Художественное конструирование из бумаги. |
|
|
Живопись по новому |
Освоение нестандартных живописных приёмов. |
|
|
Поиск, творчество. |
Освоение природных и подручных материалов. |
|
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ |
Раздел |
Тема занятий |
Виды деятельности обучающихся |
Раздел 1 - 4 часа. |
|||
1 |
Займёмся творчеством. |
1.Набор детей в кружок. 2.Разновидности современных декоративных работ. 3.Материалы, инструменты, приспособления. 4.Практические советы по технике выполнения декоративно-оформительских работ. |
Запись в студию. Поиск и обзор современных декоративных работ в различных источниках, знакомство с творческими людьми. Подбор инструментов, художественных материалов, инструментов. Организация рабочего места художника. |
Раздел 2- 25 часов. |
|||
2 |
Графика. Освоение графических материалов: тушь, гелиевая ручка, фломастер, CDпен.
|
1.Современные тенденции в искусстве графики. |
Беседа по картинам художников – классиков, виртуальные экскурсии по галереям картин современных художников. |
|
Упражнения на различные приёмы работы тушью с освоением перьевой ручки, кисти. Выполнение рисунка натюрморта тушью различными графическими приёмами: кисть, перо. |
||
|
Знакомство с историей развития шрифта. Выполнение расчета и линовки листа под надпись рубленным шрифтом. |
||
5. Рубленный шрифт.
|
Выполнение упражнения : написание тушью, пером алфавита рубленным шрифтом своего имени фамилии. |
||
6.Три основы каллиграфии – тушь, перо, бумага. |
Выполнение надписей каллиграфическим шрифтом. |
||
7.Декоративные и стилизованные под письменность шрифты. |
Выполнение творческой работы: создание композиции из линии строкового текста в газете и открытки к празднику. |
||
9. Стилистика изображения и способы их композиционного размещения в леттеринге. 10-11.«Леттеринг» или рисование словами. |
Обзор дизайн - проектов в технике леттеринг. Выполнение новых шрифтов под конкретный фирменный стиль или шрифтовую композицию. Практическая работа из произвольного количества букв в технике леттеринг. |
||
|
12.Кляксография и раздувание туши. 13-14. Композиция в технике кляксография. |
Выполнение упражнений в нетрадиционной технике раздувание туши и кляксографии. Создание творческой композиции «Цветение сакуры». Тонирование фона акварелью, раздувание туши, проработка гуашью. |
|
15.Дудлинг и зентангл. Что это? 16.Отличия современного искусства -дудлинга от зентангла.
17-18. Создай свой мир с помощью ручки.
|
Изучение способов создания графических изображений с помощью повторяющихся элементов и орнаментов. Выполнение упражнения по таблицам, освоение графических приемов работы линером, гелиевой ручкой, СДпеном. Индивидуальная работа в технике зентангл: рисование картины по образцу с творческой импровизацией. |
||
19.Цветная графика восковыми карандашами.
20-21.Композиция орнамента в круге. |
Отработка приёмов и технике рисования восковыми мелками, карандашами и восковой пастелью. Выполнение орнаментальной композиции «Витраж» восковыми карандашами и акварелью. |
||
22.Граттаж и воскография.
23-24.Гравюра своими руками – граттаж.
25.Выразительные средства граттажа- линия, штрих, пятно, контраст. |
Знакомство с техникой нетрадиционного рисования граттаж, обзор рисунков современников. Подготовка картонного листа для композиции: фоновой подмалёвок, грунтовка воском, нанесение слоя туши или гуаши. Сочинения эскиза. Завершение творческой композиции по эскизу «Ночной город». |
||
Раздел 3- 17 часов. |
|||
3 |
Бумаготворчество. Художественное конструирование из бумаги. |
1.Что такое вытынанки? Искусство вырезания из бумаги.
2.Украшаем дом силуэтной вырезкой.
3-4.Силуэтные вырезки в украшении интерьера.
|
Обзор образцов силуэтной вырезки. Просмотр мастер – классов по созданию вытынанок, использование вырезок в быту. Работа по шаблонам, вырезание из цветной тонкой бумаги: симметричное вырезание, в одно и несколько сложений. Изготовление новогодних украшений для окон. Выполнение силуэтной вырезки в сюжете с использованием шаблона или по своему замыслу. |
|
5.Айрис - фолдинг– радужное складывание. |
Знакомство с историей возникновения Айрис - фолдинга. Обзор работ в этой технике. |
|
|
6.Основные правила работы в технике Айрис – Фолдинг. |
Изготовление полосок цветной бумаги, работа по готовым шаблонам. |
|
|
7.Геометрическая фигура квадрат для Айрис – шаблонов.
8.Геометрическая фигура треугольник для Айрис – шаблона. 9.Геометрическая фигура многоугольник и другие комбинации раскладок для Айрис – шаблона.
10. Разнообразие материалов в создании картин в Айри-Фолдинг.
|
Начертание Айрис- шаблонов в квадрате, нумерация шага в заготовке. Подбор мотива и исполнение изображения к квадратному Айрис - шаблону. Подбор мотива и исполнение изображения к треугольному Айрис – шаблону: «Сердце» -сюрприз ко дню Валентина. Создание открытки к празднику в технике Айрис – фолдинг по шаблону многоугольник по своему замыслу. Изготовление творческой работы с использованием текстильных лент, фольги, фантиков, вырезок из глянцевых журналов. |
|
|
11.Квиллинг- искусство бумагокручения.
12. Базовые формы квиллинга.
13-14.Композиция из бумажных роллов.
15.Бумажная филигрань в подарок. 16-17. Квиллинг –панно.
|
Знакомство с искусством квиллинг его истоками. Поиск пособий и интернет сайтов по рукоделию. Отработка навыков скручивания полосок бумаги в базовые формы из ролла. Обзор мастер классов по квиллингу, освоение принципа построения композиции для квиллинг- картины. Составление сувенира в технике квиллинг по шаблону. Создание коллективной работы – панно в техники квиллинг «Деревенька моя». |
|
Раздел 4 -10 часов. |
|||
4 |
Живопись по новому. Освоение нестандартных живописных приемов. |
1.Монотипия. Что это- эстамп или живопись?
2-3.Предметная и пейзажная монотипия.
4.Композиция в технике монотипия. 5-6. Живопись и эстамп -рисование губкой, жесткой кистью, набрызги щеткой. |
Экскурс в историю появления монотипии, знакомство с лучшими произведениями известных мастеров. Освоение приемов работы в технике монотипии по мастер – классам. Творческая работа по созданию живописного эстампа по своему замыслу. Освоение приемов работы материалами, написание живописной работы «Море волнуется раз…» |
|
7.Стилистическое направление в живописи пуантилизма. Возрождение пуантилизма. 8.Пуантеизм – рисуем точками.
9-10.Смешиваем краски без палитры.
|
Изучение стиля постимпрессионизма, обзор картин основателей стиля пуантеизма. Освоение живописного приема- оптического смешения цвета с помощью штампования краски и ластика на оборотной стороне карандаша, ватных палочек. Творческая работа по созданию пейзажа, декоративной композиции в технике штампования. |
|
Раздел 5- 16 часов. |
|||
5 |
Поиск, творчество Освоение природных и подручных материалов. |
1-2.Что такое кракле?
3-4.Техника кракле -старим предметы.
5-6. Аппликация в технике кракле на изделии.
7.Кинусайга – печворк без иглы.
8-9. Основы аппликации из ткани на пенопласте. 10-11.Лоскутная картина. 12-13. Рисуем сыпучими материалами.
14-16. Поделки из природного материала.
|
Обзор статей, мастер классов о различных методах состаривания поверхности изделий. Изучение приемов декорирования для придания предметам благородного налета времени, подготовка скорлупы для поделки. Выбор эскиза. Декоративная работа на изделии с имитацией техники кракле: мозаика из яичной скорлупы.
Краткий очерк истории возникновения техники кинусайга, определение отличия от печворка. Освоение техники, работа по шаблонам, подбор и подготовка лоскутков ткани. Картина в технике кинусайга по собственному замыслу.
Творческая импровизация – рисование по тонированной бумаге солью, песком, крупой. Посещение выставок современных мастеров декоративно- прикладного творчества. Создание композиции из природных и подручных материалов |
- Конспект занятие в изостудии для обучающихся среднего звена.
Тема: Пасхальная открытка в технике «Айрис фолдинг».
Цель: научить делать Пасхальную открытку в технике «Айрис фолдинг».
Задачи:
образовательная: научить приёмам техники “Айрис-фолдинг”;
развивающая: обеспечить развитие наглядно-образное мышления, познавательного интереса;
воспитывающая: способствовать формированию художественного вкуса и творческого отношения к работе, настойчивости в достижении цели, аккуратности. Приобщать к духовным ценностям общества.
Планируемые результаты.
Предметные: создать условия для знакомства с искусством“Айрис - фолдинг”; сформировать умение составлять Айрис- шаблон, закрепить графические навыки; развивать навыки подбора гармоничных цветовых сочетаний для выполнении открытки, выполнить открытку в новой технике.
Метапредметные результаты.
Познавательные:
Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.
Регулятивные:
Определять и формулировать проблему, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Создавать алгоритм деятельности при решении проблемы творческого характера.
Соотносить результат своей деятельности с образцом предложенным учителем.
Оценка результатов своей работы.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные:
Позитивно оценивать собственную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы организации УПД: словесный, наглядный, практический, самооценка и взаимооценка.
Оборудование:
Для учителя: Презентация с этапами, электронная доска, школьная доска, цветной мел, линейка, готовые работы – открытки, незавершенные работы в технике Айрис Фолдинг, готовые шаблоны.
Для учащихся: ножницы, цветная бумага, клей, картон, простой карандаш, линейка.
Ход занятия.
1 этап. Организационный момент. Этап мотивации.
Форма организации ПД |
Планируемый результат, УУД |
Беседа, демонстрация наглядной модели. |
внутренняя позиция школьника (Л) |
Проверка готовности обучающихся к занятию.
- Приближается всеми любимый праздник – Пасха! В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».Светлое Христово Воскресение – самый почитаемый православный праздник. Он считается днем, когда воскрес Иисус Христос. Многих людей волнует вопрос, что подарить на Пасху близким и родным, а также друзьям? Слайд №2
Сообщение подготовленное учеником:
Традиция здороваться на Пасху особым приветствием, красить яйца и дарить друг другу подарки восходит к очень красивому преданию. Во времена римского владычества приходившие к императору люди обязательно должны были принести с собой дары. Богатые несли золото, бедняки - что было в доме. Весть о воскресении Христа Мария Магдалина решила донести до императора Тиберия. В дар она могла принести только белое яйцо, но ее пропустили. "Христос воскрес!" - воскликнула она, подавая императору свой подарок. Тиберий презрительно ответил, что в такую ересь он поверит, только когда вот это белое яичко станет красным. О чудо! Прямо в руке императора яйцо стало ярко-алого цвета, и он потрясенно воскликнул: "Воистину воскрес!"
- По традиции, у христиан на Пасху принято преподносить подарки, символизирующие плодородие и обновление. Но все же главный подарок у христиан – крашеные или расписные яйца.Слайд №3
- И сегодня я Вам предлагаю сделать подарок своими руками, это открытка с изображением пасхального яйца, которую можно будет подарить с наилучшими и добрыми пожеланиями родственникам или друзьям. Слайд №4
2 этап. Актуализация.
Форма организации ПД |
Планируемый результат, УУД |
Демонстрация образцов выполненных работ |
Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К) |
- Рассмотрите готовые изделия. (На парты раздаются поделки). Обратили ли вы внимание, что эти открытки выполнены не обычным способом? (Дети высказываются, что изображение яйца на открытке сделано из полосок бумаги, наклеенных в определённом порядке).Слайд №5
- Такая техника называется «Айрис фолдинг».
- Как бы вы его объяснили, перевели это название? Знатоки английского языка, попробуйте перевести дословно? (Айрис - радужная оболочка, радуга, фолдинг – складной).
Итак, перевод«Айрис фолдинг» – радужное складывание. Слайд № 6
Возникновение техники – «IrisFolding» - Айрис Фолдинг.
Сама идея такого оформления в данной технике берет свое начало из Голландии. Голландские мастера много лет назад умели так вложить картинку-аппликацию, что готовое изделие начинало напоминать спираль, похожу на диафрагму старого фотографического аппарата.
3 этап. Целеполагание. Этап постановки учебной задачи.
Форма организации ПД |
Планируемый результат, УУД |
Дискуссия, демонстрация незавершенного образца. |
Создать условия для знакомства с искусством“Айрис -фолдинг. (П) Определять и формулировать проблему, планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Создавать алгоритм деятельности при решении проблемы творческого характера. (Р) |
Объявляется тема занятия: Пасхальная открытка в технике «Айрис фолдинг».Слайд №7
- Хотите научиться делать такую открытку?
- Сможете ли вы сделать такую открытку сразу? Как сделать? (Раздаются открытки в этой технике не завершённые, в которых видна изнаночная сторона работы).
- Что для этого нужно понять, что бы сделать такую открытку?
- Предположите как её выполнить.
Учащиеся предлагают план действий (на доске раскрывается последовательность). Слайд №8
- Выбрать мотив для открытки – Пасхальное яйцо.
- Узнать о способе изготовления открытки.
А) начертить Айрис- шаблон (схема раскладки цветных полосок бумаги) или воспользоваться готовым.
Б) расставить цифры, в каком порядке клеить бумажные полоски.
В) подобрать цвета бумажных полосок.
3) поэтапно выполнить открытку.
4 этап. Открытие новых знаний.
Форма организации ПД |
Планируемый результат, УУД |
Разбор задания, демонстрация последовательности выполнения схемы, практическое задание по аналогии разобранного в новых условиях. |
Сформировать умение составлять Айрис- шаблон, закрепить графические навыки (П). Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать (П) Соотносить результат своей деятельности с образцом предложенным учителем (Р). участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
А) – Можно ли без разметки приклеить полоски бумаги и не сбиться в их распределении?
- Необходимо подложить под мотив схему раскладки полосок, которая ведётся по линиям и называется Айрис – шаблон.
- Рассмотрите готовую схему и последовательность нанесения линий шаблона в квадрате (на электронной доске), объясните принцип расположения линий и их закономерность? Учащиеся объясняют, что начало каждой линии сдвигается на одинаковое расстояние от вершины квадрата.
Учитель уточняет, что движение идет по часовой стрелке откладывается по 10-15 мм и называется шагом, полученные точки соединяют, получается следующий меньший квадрат и т.д.
Три ученика на доске вычерчивают линии по квадрату (цветными мелками). Получается эффект закручивающейся спирали.
На электронной доске демонстрируется Айрис шаблоны в других геометрических фигурах: треугольник, многоугольник.
- По какому принципу наносятся линии шаблона в этих геометрических фигурах? (учащиеся отвечают).
Задание. Дочертите айрис– шаблон в такой же последовательности, но в прямоугольнике. Ученики работают на клетчатой бумаге по прямоугольнику 9 *12 мм.
- Можно использовать готовый айрис - шаблон, но если вы будете создавать авторскую работу, то теперь сможете вычертить сами любую схему, поэтому мы выбрали форму прямоугольник, в которую удачно впишется овальный контур яйца.
Готовый шаблон в прямоугольнике на электронной доске. (Сравниваем правильность выполнения со схемой на электронной доске).
Форма организации ПД |
Планируемый результат, УУД |
Анализ и разбор готовой схемы, демонстрация последовательности выполнения, самостоятельное практическое задание. |
Сформировать умение составлять Айрис- шаблон (П). Анализировать, сравнивать (П) Соотносить результат своей деятельности с образцом предложенным учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем (Р) |
Б) – Как не сбиться в последовательности при наклеивании полосок? (Учащиеся предлагают пронумеровать).
- В каком порядке? Необходимо вспомнить, как чертили шаблон. Учащиеся предлагают пронумеровать в том же порядке, как чертили: от крайнего квадрата и по шагу сдвига последующего квадрата. При затруднении демонстрируется готовый пронумерованный и тогда ученики говорят о распределении порядка номеров. Учащиеся в своих шаблонах расставляют цифры, несколько учеников расставляют цифры последовательности размещения цветных полос по заготовке на электронной доске. После учащиеся проверяют правильность расстановки, сравнивая с рисунком на доске.
В) Выясняем варианты цветового расположения полосок бумаги и подбираем гармоничное сочетание цветов.
Форма организации ПД |
Планируемый результат, УУД |
Дискуссия, дидактическая игра и разбор. Практические, самостоятельное художественные задания. |
Развивать навыки подбора гармоничных цветовых сочетаний для выполнении открытки (Пр); Доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций (К) Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты (П). |
Продолжается работа на электронной доске.
Рассмотрите фото поделок в технике Айрис – фолдинг и назовите варианты размещения цветных полосок. Учащиеся предлагают варианты размещения цветов полосок: от углов по спирали, одинаковые цвета по кругу могут повторяться, чередоваться, в хаотичном порядке, одного цвета.
- А теперь дело вкуса: подбираем гармоничное сочетание цветов для размещения от углов по спирали. Фото №1
-Вам необходимо подобрать и закрасить цветом четыре полоски палитры на заготовке по электронной доске. Работа учащихся у доски, используя цветовой круг.
- Обращаемся к таблице «цветовой круг». Учитель советует выбирать контрастные пары цветов или сближенные пары цветов (учитель, а затем и дети демонстрируют, как пользоваться цветовым кругом).
- Подумайте и допишите ряд цифр к подобранным цветам, так что бы в итоге работы получились спирали, идущие от углов, как на фото №1? Остальные ученики расписывают свой подбор цветов и ряд цифр на листе с шаблоном и подбирают заготовленные полоски.
Передвинуть фото готовой поделки, которая получится в соответствующем размещении цветов.
5 этап. Первичное закрепление.
Форма организации ПД |
Планируемый результат, УУД |
Дискуссия, соотношение и сравнение рисунков и схем сравнение и разбор. Практическое задание. |
Создать условия для знакомства с искусством“айрис-фолдинг”; сформировать умение составлять Айрис- шаблон. Развивать навыки подбора гармоничных цветовых сочетаний для выполнении открытки (Пр); Перерабатывать информацию для получения нового результата. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты (П). |
-Как будут размещаться номера полос в соответствии с рисунком № 4. Нужно ли составлять ряд номеров в варианте № 2, 3?
- Как поделки в технике Айрис –фолдинг, из шаблона приобретает очертания выбранного мотива, например яйца, сердца или животного?
Учащиеся дорисовывают по своему Айрис - шаблону овальный контур в форме я
6 этап. Самостоятельная работа по образцу.
Форма организации ПД |
Планируемый результат, УУД |
Дискуссия, дидактическая игра и разбор. Практические, самостоятельное художественные задания. |
Выполнить открытку в новой технике (Пр). Перерабатывать информацию для получения нового результата (П). Создавать алгоритм деятельности при решении проблемы творческого характера (Р).
|
А) Повторить технику безопасности работы с ножницами.
- Итак, мы разобрали, как выполняют работы в технике Айрис – фолдинг, теперь можем выполнить открытку. Каждый из вас подготовил шаблон, можно им воспользоваться, подобрал полоски цветов и вариант расположения цветных полосок. Настала пора все это применить, последовательность выполнения открытки представлена на презентации.
Б) Этапы выполнения демонстрируются на презентации. Учащиеся пошагово выполняют открытку, но используя свою палитру цветов и вариант размещения цветных полос.
7 этап. Итог занятия. Рефлексия:
Форма организации ПД |
Планируемый результат, УУД |
Дискуссия, оценка и самооценка. |
Соотносить результат своей деятельности с образцом предложенным учителем. Оценка результатов своей работы (Р). Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К). Позитивно оценивать собственную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности (Л). |
- Вспомните, какие Вы в начале урока ставили цели? Справились ли мы с поставленными задачами? Узнали? Научились ли вы делать открытку в новой технике? Слайд №22
Возможные ответы учащихся. Рисунок складывается в результате наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали. Мы, своего рода заменяем краски на цветную бумагу. Эта техника проста, но в то же время требует внимания, аккуратности и усидчивости. Рисунки в Айрис - Фолдинге выполняются с помощью Айрис шаблонов (схем).
- Где еще можно применить? Слайд №23
Айрис-фолдинг используют для украшения открыток, фотоальбомов, обложек для книг, фоторамок, эта техника создает эффект объемного изображения, поэтому работы смотрятся необычно. Применение при создании работ в данной технике получили атласные ленты, бархатная бумага, подарочная бумага и цветной картон, фольгу.
Рефлексия:
- Понравился ли вам работать в новой технике?
- Насколько трудно/легко было выполнять? Представление выполненных открыток – выставка.
- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
Уборка рабочих мест.
Сухорукова Евгения Валериевна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории. Г. Нерюнгри САХА (Якутия), МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М.П. Кочнева г. Нерюнгри».
Оставить комментарий