«Психология, творчество, человек»: серия интервью с А.А. Мелик-Пашаевым. Часть 1

«Психология, творчество, человек»:
серия интервью с А.А. Мелик-Пашаевым. Часть 1

В ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (Москва) с 2015 года осуществляется научно-социальный проект «Российская психологическая наука: люди и идеи». В рамках этого проекта самые авторитетные, самые «ключевые» персоны отечественной психологической науки рассказывают о себе и своём научном пути в текстовых и видеоинтервью. Знание о важнейших для психологии фнудаментальных поисках и размышлениях о науке поступает, таким образом, к читателю/слушателю в наиболее аутентичном виде – из первых рук, без посредников и интерпретаторов.

Вниманию читателей «Психологической газеты» авторы проекта предлагают интервью с доктором психологических наук, членом Союза художников Российской Федерации, главным научным сотрудником Психологического института Александром Александровичем Мелик-Пашаевым. Психологическая наука, творчество, феномен человека – вот темы этого разговора. А.А. Мелик-Пашаев рассказывает о своей концепции эстетического отношения человека к миру, о своём понимании одаренности, о феномене ключевых переживаний, о идее психического тела и вертикального Я человека, об артпрофилактике, гуманизме и задачах психологии как науки.

Эстетическое отношение человека к миру как основа художественной одаренности

– Александр Александрович, добрый день!

– Здравствуйте!

– Мы договорились сегодня говорить о науке, о психологии. Читальный зал библиотеки Психологического института, в котором мы сейчас находимся, рабочий стол Г.И. Челпанова, привезенный им из Америки, за которым Вы сейчас сидите, к этому очень даже располагают.

Вы являетесь автором концепции эстетического отношения к миру. Этому посвящена Ваша докторская диссертация «Психологические основы способностей к художественному творчеству» (1994 г.), в которой в качестве единой основы способностей и мотивации ко всем видам художественного творчества Вами был предложен и описан феномен эстетического отношения человека к действительности. Могли бы Вы рассказать об основных положениях этой концепции? Что Вы понимаете под «эстетическим отношением»? Что привело Вас к разработке и исследованию этого понятия?

<...> Полный текст - Психологическая газета

Так что, отчасти повторяясь, скажу, что главный признак возможной потенциальной художественной одаренности – это устойчивое желание ребёнка заниматься этим делом, его склонность связывать свою изобразительную, сочинительскую или какую-то другую деятельность с наиболее значимыми для него в этом возрасте и в этот момент переживаниями. Если ребенок так серьёзно к этому подходит и хочет выразить именно то, что для него важно, – это более надежный признак художественной одаренности, чем наличные успехи или неудачи, которые могут иметь разные причины и которые не всегда даже могут быть квалифицированно оценены взрослыми людьми.

Тут я бы подчеркнул различие между разными типами одаренности, которого мы коснулись раньше. Есть возрастная одаренность, когда психологические предпосылки возраста работают на создание художественного образа, и в благоприятных психолого-педагогических условиях практически все дети в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах дают хорошие результаты. Об этом было известно, главным образом, из практики обучения изобразительному искусству. Но З.Н. Новлянская и Г.Н. Кудина показали, что не отобранные дети, ученики обычной школы, при создании определённых условий для литературного творчества в течение года-полутора все выходят на уровень создания полноценных словесных художественных образов. Они не достигают равной высоты, но прикосновение к настоящему творчеству, полноценный авторский опыт оказываются доступно всем.

Это одаренность родовая, общечеловеческая, норма человека как такового. Она отличается от одаренности индивидуальной, которая проявляется в том, как любимый мой М.М. Пришвин говорил, что писатель «переводит всерьез жизнь свою в слово».

Этого, конечно, нельзя требовать от всех. Не должно быть одного и того же будущего для всех, другие переводят жизнь в какие-то другие формы творчества.

Тут и кроется различие между художественной одаренностью родовой, то есть общечеловеческой, и индивидуальной. Общечеловеческую одаренность надо раскрыть у всех детей, это дает прекрасные плоды в эмоциональном и личностном развитии, но не обязательно нацелено на будущую деятельность в искусстве. Одаренность индивидуальная проявляется в том, что человек готов посвящать данному виду творчества все большую и большую часть жизни в её наиболее значимых аспектах. В связи с этим, одним из важных признаков индивидуальной одарённости может быть то, что при возникновении зазора между замыслом и возможностями, о котором мы говорили, ребёнок не останавливается, а продолжает искать возможности разрешить это противоречие.

Но индивидуальную одаренность не нужно специально выискивать, отбирать и как-то педалировать! Надо создавать благоприятные условия развития для всех, и тогда предназначенность к тому или другому виду творчества проявит себя сама, а если мы начинаем по своему разумению отбирать, то возникает много и нравственных нарушений, и практических ошибок.

– Получается, что индивидуальная одаренность, это когда «не могу не писать»?

– В максимальном выражении, да. Еще Л.Н. Толстой говорил: если можешь не писать, то не пиши (смеется). Конечно, максимализм, но в этом есть правда.

Интервью подготовила и провела Н.Г. Кондратюк.
Обработка и редакция текста: Г.В. Шукова, Н.Г. Кондратюк.

Автор: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.