Дети создают красоту из мусора
Дети создают красоту из мусора
Фавио Чавез
В Асунсьоне, столице Парагвая, есть община Банадо-Сур, которая расположена вокруг мусорного полигона Катеур. В этом поселении около 50 000 человек жили в условиях крайней нищеты, в трущобах, с грунтовыми дорогами. Пишем "жили", потому что ситуация с тех пор уже начала меняться, но об этом позже.
В таких местах обычно процветают нищета и отчаяние, наркомания и преступность. 10% населения общины полностью неграмотны, большинство детей не доучились до 6 класса, у них нет практически никакой надежды на то, что они когда-нибудь смогут выбраться из этой ситуации. Они играют среди мусора, помогают родителям, которые ищут на свалке что-то, что можно пустить в дело или продать.
Но это история о надежде, об изменениях к лучшему. Так получилось, что в эти места попал Фавио Чавез, эколог и учитель музыки. В 2006 году он решил помочь детям сборщиков мусора, заняв их музыкой, чтобы отвлечь подростков от противоправных поступков. Он открыл музыкальную школу, и начал учить детей играть на музыкальных инструментах. Начало, как это обычно бывает, было сложным. В его школе было всего пять инструментов. Репетиции проводили среди мусора, дети ничего не знали о музыке, а родителей было сложно найти, потому что многие из них бросили своих детей. У детей не было паспортов, многие дети не имели свидетельств о рождении.
Детей, которые хотят играть в оркестре, сразу же оказалось гораздо больше, чем музыкальных инструментов. И тогда Фавио Чавез и Николя Гомес, собиратель мусора и гитарный мастер, начинают делать инструменты из мусора. "Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены", - сказал когда-то Плиний Старший.
Фавио Чавез и Николя Гомес, подобно волшебникам, превращали маслосборник в виолончель, из оловянных водопроводных труб делали флейты, а из упаковочных ящиков гитары. Пригодились и пробки от бутылок, металлические ложки и вилки, разные детали, которые можно найти на свалке - они стали частями музыкальных инструментов.
В том, что инструменты сделаны из мусора, есть и плюсы - дети могут носить их с собой и не бояться, что инструменты отнимут и продадут. Это актуально в их районе. "Настоящая виолончель здесь стоит дороже чем дом", - по словам Фавио Чавеза.
«Прежде для большинства детей было просто невозможно взять обычную скрипку и отнести ее домой, потому что там им негде было ее хранить, а их родители боялись того, что их могут ограбить или что инструмент будет продан за наркотики».
В создании инструментов из отходов мастера достигли такого успеха, что звучание их стало удовлетворять необходимым требованиям. «В конце концов, мне удалось усовершенствовать инструменты из мусора, и во многих случаях они сейчас звучат лучше, чем инструменты китайского производства».
Изготовление инструментов из подручных материалов уже нельзя назвать чем-то очень необычным.
Подобное есть в широко известном проекте El Sistema, который почти 40 лет назад начинался в Венесуэле, а сейчас распространился более чем на 50 стран. Дети сами под руководством учителей делают свои первые инструменты из папье-маше. Они учатся играть на них, и только потом берут в руки настоящие инструменты. Главная цель проекта не в том, чтобы сделать из детей профессиональных музыкантов, а в том, чтобы в тяжёлых условиях существования у них появилось надежда на лучшую жизнь.
Как и в проекте El Sistema, желающих играть в оркестре классическую музыку становилось всё больше. Уже более 120 детей обучились в оркестре, и жизнь этих детей меняется в лучшую сторону. Этот необычный оркестр стали приглашать на гастроли, и Чавесу иногда приходилось брать документы родителей детей, так как своих у них просто не было. Он рассказывал об одной из своих лучших учениц Тане: "Ее отец – наркоман, но ему пришлось два дня не употреблять крэк, чтобы пойти в суд и оформить разрешение для своей дочери, которой нужно было ехать на гастроли. Она живет в лачуге, где всего одна комната, вместе со своей матерью и тремя сестрами, поэтому, когда ей нужно заниматься, всей семье приходится уходить из дома. Поскольку она делает большие успехи, у нее есть возможность играть на настоящей деревянной скрипке, сделанной в Китае. Эта скрипка стоит больше, чем весь ее дом».
Родители некоторых других детей стали возвращаться к ним, у них тоже появилась надежда на лучшее.
«Оркестр переработанных инструментов» (La Orquesta de Instrumentos Reciclados de Cateura) недавно гастролировал в Боготе, Панаме, Рио-де-Жанейро, в Европе.
Правительственный орган Парагвая под названием FONDAC выделил средства на создание музыкальной школы, в которой в качестве учителей работают профессиональные музыканты и студенты.
Об оркестре снят документальный фильм «Гармоники Свалки» (LANDFILL HARMONIC), в котором авторы рассказывают об этом поразительном опыте, а также привлекают внимание к чрезвычайной экологической обстановке в Парагвае, где деревни расположены на горах мусора, который отравляет ручьи и реки.
Этот опыт может дать надежду тысячам похожих деревень и поселков, миллионам людей, которые живут в таких же жестоких условиях. Он показывает молодежи альтернативу алкоголю и наркотикам, учит развивать свои таланты, рассказывает, что молодые люди достойны добиться успеха в своей жизни. Уже появились аналогичные проекты в Мексике, США, других странах.
«Оркестр инструментов из переработанных материалов Катеура» даже был приглашен играть для Папы римского Франциска и преподнес ему скрипку, сделанную из отходов.
Оркестр дал благотворительный концерт в городе Майорка (Испания), на котором собрал 15 000 евро для строительства медицинского центра в поселке Банадо-Сур. По выходным дням оркестр играет в торговых центрах родного для себя Асунсьона.
А Фавио Чавез продолжает свою работу. «Спорт предполагает конкуренцию. А музыка стимулирует детей к тому, чтобы объединиться и почувствовать, что они вместе создают нечто общее. Наш оркестр особенный, потому что дети создают красоту из мусора», - говорит он. У него есть новые замыслы, он мечтает, чтобы дети и их семьи жили в хороших домах, чтобы у них был доступ к сети Интернет и возможность выбирать свой жизненный путь.
Музыкальная школа расширяет свою деятельность: «Мы создали банк инструментов в Фениксе, штат Аризона. Мы бы с радостью получили инструменты, которые будут перенаправлены нам оттуда. Кроме того, мы рады сообщить, что этот проект коснулся многих людей в различных уголках мира, и наш оркестр с нетерпением ждет возможности организовать подобную программу в других общинах по всему миру. Поэтому, возможно, ваш инструмент попадет к ребенку где-нибудь на Гаити или в Кении».
Жизнь меняется. В районе Банадо-Сур появились курсы для неграмотных взрослых, курсы по обучению женщин парикмахерскому мастерству и маникюру, ведутся работы по благоустройству поселка, разработан план строительства достойного жилья для 12 000 бедных семей.
Е. Крылова
Оставить комментарий