Фестиваль «Детские дни в Петербурге» в Гатчинском дворце-музее

Фестиваль «Детские дни в Петербурге» в Гатчинском дворце-музее

Заинтересовать ребенка историческим музеем - непростая задача, ведь документы и даты даже на взрослых нередко навевают скуку. Поэтому так важны мероприятия, превращающие поход в музей в захватывающее приключение, в игру. "Детские дни" в Петербурге - событие именно такого формата, охватывающее более сорока музеев города.

Экскурсии, тщательно подготовленные сотрудниками музеев, обычно включают в себя игровой маршрут с заданиями для детей 8-12 лет, проходить которые рекомендуется с тактичной помощью взрослых. Взаимодействие, общение между ребенком и родителями - одна из важнейших составляющих мероприятия.

В процессе участия в качестве волонтёра в "Детских днях" в музее города Гатчина я получила возможность наблюдать как за посетителями, так и за организаторами, изучая мероприятие изнутри. Игровой маршрут затрагивал самые интересные и необычные залы музея и содержал как игровые (посчитать количество картин, решить исторический ребус) так и логические (подумать, каковы плюсы и минусы использования натурального и искусственного мрамора, кому могла принадлежать определенная комната и почему) задания. Также они были ориентированы на разные способы восприятия информации: в каких-то нужно было послушать музыкальные отрывки, в других - рассмотреть и потрогать различные отделочные материалы.

Отдельно отмечу графическое воплощение маршрутного листа с заданиями. Сочетание стилизованных иллюстраций и частично рукописного текста позволяет ему выглядеть менее официально, усиливает ощущение игры. Использование «картинок» важно для удержания внимания не только детей, но и взрослых, поэтому грамотно подобранные иллюстрации прекрасно дополняют задания программы. Кроме того, они помогают формировать эстетический вкус ребенка. Не стоит ограничиваться фотографиями или классическими, программными произведениями искусства, ведь современная иллюстрация предоставляет огромный простор для фантазии.

Родители охотно помогали детям, в основном не пытаясь слишком явно им подсказать или решить за них. Бывает нелегко сохранить баланс, поэтому очень важно составлять такие задания, которые будут ребенку по силам, но при этом не слишком простыми, чтобы он не потерял интерес.

Помощь в объяснении заданий и навигации в пространстве музея также предоставляли волонтеры. Привлечение добровольцев в таких проектах не новое решение, ведь финансирование музеев нередко оставляет желать лучшего. Их поиск осуществлялся через группу «Вкотакте» «Музей со служебного подъезда», где объединяются все любители искусства и музейного дела. Опыт такой работы полезен как студентам педагогических специальностей, так и будущим работникам музеев и организаторам выставочных проектов.

При этом чаще всего не требуется дополнительного времени для обучения волонтеров, ведь программа фестиваля предполагает самостоятельное прохождение ребенком маршрута. Минимум информации, который нужно запомнить – это, прежде всего, суть того задания, за которое ты отвечаешь, а также путь программы в залах дворца. Но в процессе работы волонтеры могут приобрести много полезных знаний, ведь лучший способ запомнить что-то – попробовать объяснить это другому. Также у добровольцев есть возможность общаться между собой и обсудить, например, обучение в том или ином университете.

Таким образом, самое главное в фестивале «Детские дни», на мой взгляд, это обмен опытом: между родителями и детьми, между музейными работниками и участниками, между волонтерами. Кроме того, эта программа может вдохновить другие организации (музеи других городов, школы и центры досуга, библиотеки) на проведение подобных мероприятий. Взяв за основу структуру, принципы формирования маршрута и заданий, их оформления или способы привлечения добровольцев, можно создать новое событие, показывающее ребенку как интересен мир вокруг.

автор Елизавета Суровая

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.