Замечания по Проекту постановления правительства РФ «О выявлении одаренных детей»
Замечания по Проекту постановления правительства РФ
«О выявлении одаренных детей»
Проект Постановления содержит ряд верных рекомендаций, касающихся поддержки и развития одаренности, но основная его направленность, касающаяся выявления одаренности и селекции детей столь разрушительна по своим возможным последствиям, что общая оценка документа может быть только крайне отрицательной.
Во-первых, по формальным соображениям. Важные решения в очередной раз принимаются кем-то без учета мнения людей, действительно, разбирающихся в том или ином вопросе. Имитация «общественного обсуждения» осуществляется в самое глухое время года. Господа, добрые дела не делаются исподтишка. Замысел и текст Постановления в обязательном порядке должны стать предметом полноценного, открытого обсуждения в широкой печати и в научной среде, с привлечением специалистов, в первую очередь – институтов психологии РАН и РАО.
Во-вторых, документ неприемлем в содержательном отношении.
Выдвижение таких критериев одаренности, как места на конкурсах и наличие тех или иных подтверждающих документов, а также вера в то, что результаты массовых тестовых обследований могут прогнозировать творческое будущее детей говорят о глубоком непонимании проблематики детской одаренности и ее развития.
Создание на этих негодных основаниях некоего «реестра» одаренных детей просто недопустимо. Раннее (и заведомо ошибочное) разделение детей на одаренных и не одаренных, влияющее на их дальнейшую судьбу, отдает расизмом и проектирует новую область раздора между людьми, начиная уже с детского возраста.
Специальные комиссии, «комплекты документов для включения в реестр», назначение «федеральных операторов» и пр. – все это представляет собой не только очередное бюрократическое пиршество, но и очевидное создание новой питательной среды для той самой коррупции, с которой мы изо всех сил боремся.
Узаконенное расслоение детей и отбор «одаренных» (без всякой ответственности за последствия неизбежной ошибочности этого отбора) снимает с образовательной системы ответственность за развитие возможностей всех детей, а это верный путь не к вожделенному «сохранению креативного потенциала нации», а к его растрате. О каком креативном потенциале и даже будущем нации можно говорить, если сводится на нет творческая составляющая общего и общедоступного образования?
Характерная деталь: для авторов Постановления как бы вовсе не существует область художественной (литературной, музыкальной, сценической и др.) одаренности. Видимо, они не замечают, что, пренебрегая гуманитарно-художественным развитием в общем образовании, мы активно содействуем тому душевному одичанию, проявления которого становятся все очевиднее на всех уровнях нашей общественной жизни.
Мелик-Пашаев Александр Александрович, д-р психологических наук, главный научный сотрудник Психологического института РАО, лауреат Премии правительства в области образования, главный редактор журнала «Искусство в школе», член Союза художников.
Оставить комментарий