Международный день грамотности
Международный день грамотности
и женщинам возможность постигать мир и
изменять его в соответствии со своими стремлениями.
Пан Ги Мун
8 сентября - Международный день грамотности. Он объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, которая открылась в этот день в Тегеране в 1965 году.
Под грамотностью понимается способность человека прочитать и понять простой текст, а также умение писать. Это фундамент, на котором строится развитие человека. Грамотность лежит в основе образования для всех. Невозможно переоценить этот фактор в развитии человеческой личности. Вспомним слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Грамотность – двигатель прогресса, она позволяет человеку раскрыть заложенный в нём потенциал, развить свои способности и таланты, обучаться новой профессии, менять жизнь к лучшему. Грамотность даёт возможность излагать свои идеи, доказывать точку зрения, анализировать информацию, перестраивает мыслительные процессы.
Общества, в которых люди грамотны, гораздо лучше адаптируются к возникающим проблемам развития, лучше с ними справляются. Это один из базовых показателей социально-культурного развития.
Почему так важно, чтобы все были грамотными?
Неграмотные люди не осознают ценность культуры, науки, достижений прошлого, и эти достижения утрачиваются. Они не могут излагать свои мысли так, чтобы их поняли, замыкаются в себе, это ведёт к разобщённости, конфликтам. Так неумение читать и писать ведёт к социальным проблемам.
Также одним из основных последствий неграмотности является безработица и нищета, ведь в современном мире необразованному человеку сложно освоить профессию, найти работу и выбраться из бедности. Исследования ООН говорят о том, что каждый дополнительный год обучения в школе увеличивает доход на 10%.
Неграмотность и неспособность найти работу ведут и к преступности.
Не менее важно, что неграмотность приводит к болезням и к более высокому уровню смертности - неграмотный человек не в состоянии ознакомиться с правилами гигиены, не имеет представления об инфекциях, боится обращаться за медицинской помощью.
В то же время есть страны, где дети и взрослые неграмотны, не умеют читать и писать. Особенно это касается стран третьего мира.
Войны, конфликты привели к дестабилизации жизни в таких странах, появлению глобальной проблемы беженцев, многие дети были лишены возможности ходить в школу, вследствие этого увеличилась неграмотность.
В наше время в мире насчитывается 780 миллионов взрослых неграмотных (на 2/3 это женщины), что составляет 12% населения Земли. 75 миллионов детей не посещают школу.*
Поэтому так актуальна задача научить детей читать, она стала международным приоритетом. Каждый ребенок должен уметь читать к 18 годам. Это напрямую связано с расширением возможностей каждого человека, развитием человеческого потенциала, равенством и демократией, здоровьем, искоренением нищеты. Грамотность содействует миру и процветанию, она помогает людям принимать правильные решения относительно социального развития и экономического роста, и играет главную роль в создании мира и процветания в обществе.
8 сентября в школах и библиотеках России, Украины, Казахстана проводятся олимпиады, конкурсы по русскому языку, открытые уроки, лекции, викторины, конференции, награждения выдающихся педагогов.
"Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его" - сказал Виктор Гюго (1802 — 1885, французский писатель).
Е. Крылова
* статистические данные - ООН.
Оставить комментарий