Билибин Иван Яковлевич
Иван Яковлевич Билибин
Иван Билибин
16 августа 1876 года в посёлке Тарховка (недалеко от Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина родился русский художник и книжный иллюстратор Иван Яковлевич Билибин. Художественные наклонности его проявились еще в детстве.
В 1896 году окончил с серебряной медалью 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию. В 1900 году окончил юридический факультет Петербургского университета, но карьера юриста его не привлекала. Далее он занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств, потом в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене, а затем под руководством великого художника Ильи Ефимовича Репина сначала в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, затем в Высшем художественном училище Академии художеств.
В конце 1890-х годов стал активным членом художественного объединения "Мир искусства", которое основали петербургский художник А.Н. Бенуа и театральный деятель С.П. Дягилев.
В 1902-1904 годах Музей Александра III командирует его для изучения деревянной архитектуры в Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, эта поездка сыграла большую роль в формировании его художественного стиля.
В 1907 году Билибин начинает преподавать графическое искусство в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 году. В 1917 году на заседании Академии Художеств Билибин был представлен к званию академика.
После Октябрьской революции художник уезжает в Крым в Батилиман, а потом вместе с отступающей белой армией попадает в Каир, где живёт и работает 4 года, далее в Александрии и Париже, где создаёт блистательные декорации к постановкам русских опер и балетов, продолжает иллюстрировать книги, создает декоративные панно для украшения частных домов и ресторанов в стиле "ля рюсс", оформляет журналы «Жар-птица», «Хрестоматию по истории русской литературы», книги Ивана Бунина и Саши Черного.
В 1936 году художник решает вернуться на родину, на теплоходе «Ладога» он возвращается в Советский Союз и живёт в Ленинграде, преподаёт во Всероссийской Академии художеств, создаёт декорации для театра, иллюстрирует книги, оформляет оперу Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
После начала Великой Отечественной войны Билибин отказался уехать в эвакуацию. Он умер от голода в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств и похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Билибин создал в книжной иллюстрации сказок и былин, оформлении спектаклей свой стиль, названный "билибинским" - в нём мы видим атмосферу русской старины, фантастический мир сказок и былин. Впервые в этом стиле в 1899 году Билибин иллюстрирует книгу «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». С его иллюстрациями вышли сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», былины, сказки Рославлева, сказки братьев Гримм, "Сказки Тысячи и одной ночи" и другие. Его стиль отличает яркая декоративность, стилизация древнерусских орнаментальных мотивов, вдохновляется он и средневековыми миниатюрами других стран, народными вышивками, лубком, резьбой по дереву, шрифтами разных эпох. "Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!" - писал художник.
Циклы иллюстраций к сказкам Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке» были приобретены Русским музеем Александра III и Третьяковской галереей соответственно.
Будучи прекрасным театральным художником и знатоком старинных костюмов разных народов, Билибин много работал с театрами. Он создал эскизы русских костюмов к опере М. Мусоргского "Борис Годунов", к постановке оперы Н. Римского-Корсакова "Золотой петушок", опер "Аскольдова могила", "Руслан и Людмила", "Садко", испанских костюмов к комедии Лопе де Вега "Овечий источник", к драме Кальдерона "Чистилище Святого Патрика".
Иллюстрации Билибина к сказкам до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых, часто переиздаются. Его художественный стиль породил немало подражаний.
Авторству Билибина принадлежит рисунок двуглавого орла, который был гербом Временного правительства, а с 1992 года этого орла мы видим на монетах Банка России. Ещё до революции Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки. В Петербурге на доме на улице Лизы Чайкиной установлена мемориальная доска в память о художнике.
Е. Крылова
Оставить комментарий