Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович
нежели обыкновенно думают.
Владимир Одоевский
13 августа 1803 года в Москве родился князь Владимир Фёдорович Одоевский, писатель, филантроп, государственный деятель, основоположник русского музыкознания. Его отец принадлежал к княжескому роду потомков Рюрика, мать - из крепостных крестьян. В 1822 году закончил Московский университетский благородный пансион, в следующем году поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, как и другие молодые люди его круга.
В это же время Одоевский начинает литературные занятия - он пишет роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», вместе с Кюхельбекером издает альманах «Мнемозина», у него дома собирается кружок «Общество любомудрия».
Вскоре он переезжает в Петербург, поступает на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел. В эти годы он продолжает литературные занятия, в 1844 издаётся трёхтомник собрания его сочинений. Он использует свои связи в цензурном ведомстве, чтобы выхлопотать разрешение на возобновление издания «Отечественных записок».
Со своей женой Ольгой Степановной (дочерью гофмаршала Степана Сергеевича Ланского) Одоевский держит литературный салон, где собираются представители русской интеллигенции: Пушкин, Вяземский, Гоголь, Лермонтов, Глинка... Дом Одоевского в Петербурге становится одним из культурных центров русской столицы.
Одоевский увлекается изучением химии, алхимии, пишет романтические и дидактические повести, сказки, статьи, сотрудничает в литературных журналах.
В 1837 году он пишет утопический роман «4338-й год», в котором первым предсказывает появление Интернета и блогов. В этом романе Одоевский описывает мир, где «между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии общаются друг с другом».
В 1844 году Одоевский выпускает сборник философских эссе и рассказов под общим названием «Русские ночи», который подводит итог его деятельности за этот период и отражает его взгляды, разочарование в отношении путей развития современного ему общества.
С этого момента Одоевский обращает свое внимание и свои силы на помощь людям и обществу. Он продвигает идеалы народного просвещения, приветствует введение суда присяжных, тюремную реформу, облегчение цензурных правил. Приветствует он и отмену крепостного права - своих крепостных он отпустил на волю вместе с землёй задолго до отмены крепостного права. Для народного чтения Одоевский пишет ряд просветительских книжек, выпускает в свет 20-тысячным тиражом книжки «Сельского чтения», становится одним из основоположников сельской начальной школы в России. Он так много делает для просвещения народа, что современники называют его князем-демократом.
В 1861 году он переезжает в Москву вместе с Румянцевским музеем, директором которого он был назначен в 1846 году. В это же время он становится сенатором в одном из московских департаментов.
После его смерти в 1869 году его вдова передала книжный архив Одоевского в Императорскую публичную библиотеку. А его музыкальный архив стал основой музея Московской консерватории.
Владимир Фёдорович Одоевский - один из основоположников русского музыкознания. Его перу принадлежит музыкальная летопись, которая содержит имена всех крупных европейских исполнителей, приезжавших в Петербург на протяжении 40 лет, заметки о концертной жизни Москвы и Петербурга, множество работ о творчестве русских и зарубежных композиторов, исполнителей, исследования в области музыкальной педагогики, русской народной музыки, церковного пения и др. Он поддерживал М.И. Глинку, А.Н. Верстовского, Н.Г. Рубинштейна, А.А. Алябьева, М.А. Балакирева, А.С. Даргомыжского, и других музыкантов, в 1864 году стал одним из инициаторов бесплатного класса хорового пения при Московском отделении Русского музыкального общества. В наше время его имя носит одна из московских детских музыкальных школ.
На протяжении многих лет Одоевский занимался благотворительностью, был одним из инициаторов создания Общества посещения бедных в Петербурге, которому помогал и впоследствии - детям-сиротам, инвалидам и всем обездоленным. При его участии была основана в Петербурге Максимилиановсвкая больница для приходящих, Елисаветинская детская больница, Крестовоздвиженская община сестёр милосердия.
Очень волновали Одоевского вопросы воспитания детей. В своей книге «Наука до наук» он изложил свои взгляды на педагогику - гуманный подход к ребёнку, обучение должно иметь связь с реальной жизнью, базироваться на опыте, закладывать основы нравственности в человеке.
«Дети - были лучшими моими учителями, и за то до сих пор сохранил к ним глубокую привязанность и благодарность. - Дети показали мне всю скудость моей науки. Стоило поговорить с ними несколько дней сряду - вызвать их вопросы, чтобы увериться, как часто мы вовсе не знаем того, чему, как нам кажется, мы выучились превосходно. Это наблюдение поразило меня и заставило глубже вникнуть в разные отрасли наук, которыми, казалось, я обладал вполне. Это наблюдение убедило меня в новости тогда неожиданной, а именно, как искусственно, как произвольно, как ложно деление человеческих знаний на так называемые науки.
Ребенок не будет вас слушать, если вы заговорите самым систематическим путем отдельно об анатомии лошади, о механизме ее мускулов, о химическом превращении сена в кровь и тело, о лошади как движущей силе, о лошади как эстетическом предмете, - дитя - отъявленный энциклопедист; подавайте ему лошадь всю, как она есть, не дробя предмета искусственно, но представляя его в живой цельности, - в том вся задача педагогии, доныне нерешенная.
Чтобы удовлетворить этому строгому, неумолимому требованию, мало отрывочных, так сказать, литературных, или неправильно называемых общих знаний, а надобно, как говорят французы, mettre la main à la pâte {самому месить тесто (франц.), и только тогда можно говорить с детьми языком для них понятным» - так писал Владимир Одоевский в своём труде "Русские ночи".
Это был гуманный, широко и разносторонне образованный человек, который стремился к благу для своего Отечества и народа, много работал ради этого и характеризовал свой труд как «безмерный, беспрерывный, беспощадный и спешный». По свидетельствам современников, Одоевский не придавал значения своему княжескому титулу и происхождению от первого летописного князя древней Руси Рюрика, чем приводил в изумление аристократов, которые завидовали древности его рода и княжескому титулу.
Литературный критик Григорий Виссарионович Белинский писал о нём: «Какой чудесный старик, какая юная, благодатная душа у него, какой теплотой и жизнью веет от его рассказов, и какое необыкновенное искусство у него — заманить воображение, раздражить любопытство, возбудить внимание иногда самым по-видимому простым рассказом».
Творчество Владимира Фёдоровича Одоевского и в наше время высоко ценят и взрослые, и дети. Его сказка «Городок в табакерке», опубликованная в 1834 году, до сих пор является одной из лучших литературных сказок во всей мировой словесности.
Е. Крылова
Оставить комментарий