Иван Билибин - музыкальный травелог

Музыкальный травелог
Вспоминая Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942)

«Чего-чего только Билибин не знает и в области русского костюма, и в области русской стройки, и в смысле русских уборов и украшений! И этих знаний в нем столько, что он рассыпает их с почти чрезмерной щедростью» (А.Н. Бенуа)

Практически каждый человек, который когда-нибудь соприкасался с чтением народных русских сказок Н.А. Афанасьева, А.С. Пушкина знаком с их ярким оформлением Ивана Яковлевича Билибина. Сам же Иван Яковлевич стал известен в большей степени как первосортный график и оформитель произведений русской литературы. Но он был великолепным театральным художником и декоратором – с этой стороной творчества знакомит выставка «Процветшее дерево» в Государственном музее-заповеднике Царицыно из собрания Ивангородского музея Ленинградского областного государственного учреждения культуры «Музейное агентство».

Богатейший опыт путешествий и экспедиций по русскому Северу, жизнь в парижской эмиграции и поездки по пряному Востоку, изучение убранства русского костюма, традиций и быта воплотились в сценографических работах к самому сказочному русскому композитору – Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову – первым опытом художника стало оформление оперы «Снегурочка» для Национального театра в Праге в 1904 году. К сожалению, практически неизвестной предстаёт данный факт сценической биографии в работах искусствоведов и театроведов. Единственный источник информации, по которому можно судить о художественном материале постановки оперы – фотография эскиза декорации ко второму действию «Палаты Берендея» (само фото находится в архиве художника). Вот тут и проявилось богатство архитектуры и узоров русского Севера – деревянные резные столбы и мощные балки держали тесовую кровлю палат, а те, в свою очередь, были расписаны сценами охоты на льва, кабана и косулю. После «Снегурочки» последовали работы для Старинного театра в Петербурге, антрепризных спектаклях С. Дягилева, оперного театра Зимина.

Билибина в восточном стиле Эскиз костюма Кощея к балету И.Ф. Стравинского Жар-птица Эскиз костюма ткачихи Хата в Набутивке Иллюстрация к роману А.Н.Толстого «Петр I»
Александр Невский Юг Франции. Сосны панно «Охота» Франция Эскиз польской дамы Эскиз костюма Самозванца к опере М.П. Мусоргского Борис Годунов
Эскиз декорации к балету Н. Черепнина «Роман мумии» Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова Золотой петушок Египетская народная картинка. Батальная сцена

Настал 1917 год…Привычные для того времени скитания сильно коснулись и жизни Ивана Яковлевича. После Петербурга, революции, трёхлетнего пребывания в Крыму, в местечке Батилиман, художник эмигрировал – из Новороссийска пароход «Саратов» после изнурительного плавания прибыл в Египет.

«Я никогда не забуду того потрясающего впечатления, когда я впервые попал в старинные мусульманские кварталы Каира с изумительными мечетями, с его рынками и его толпою… Мне казалось, что передо мною ожила одна из страниц «Тысячи и одной ночи», и не верилось, что все это существует в натуре», — писал художник.

В Египте судьба свела Ивана Яковлевича со знаменитой балериной Анной Павловой, то был 1923 год. «В Египет на гастроли приезжает Анна Павлова», — писал Мстислав Потоцкий (приёмный сын Ивана Яковлевича), — «Анна Павлова вместе с Виктором Эмильевичем Дандре, своим мужем, проводит вечера в мастерской Ивана Яковлевича. Часто все вместе бродят по арабским улочкам вечернего Каира, выезжают в пустыню, посещают древнеегипетские храмы и гробницы».

Знаменитая балерина заказала Ивану Яковлевичу эскизы декораций и костюмов к балету «Роман мумии» на музыку Н.Н. Черепнина, миру постановка была явлена в 1924 году. В репертуаре Анны Павловой был и ещё один балет – «Русская сказка». Здесь художник проявил свой непревзойдённый талант не только декоратора, но и либреттиста.

После Каира снова Европа. Во Франции И.Я. Билибин работал над постановками сезонов русских опер в театре Елисейских полей. «Сказка о царе Салтане», «Сказаниe о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Снегурочка», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Садко». В них художнику удалось выразить ярче других представителей русского модерна мир старинной России. Богатое оформление всех спектаклей, причудливые и звериные орнаменты, восходящие к росписи старопечатных книг, а часто и лубочность декораций, игрушечность дворцов и картонажность гор и деревьев, как это случилось в постановке «Золотого петушка», являлись неповторимым и отличительным почерком художника.

«Мы были в царстве иконы, мы вошли в икону. Билибин сообщил иконе третье измерение, к ширине и высоте прибавил глубину…Да, мы любим этот мир иконы. Эти вверх громоздящиеся терема, колокольни, купола, кончающиеся там где-то крестами, эти раскрывающиеся ворота, из которых выходят старцы и угодники, истовые, как будто ветхозаветные патриархи, суровые и благостные, молчаливые и повелительные»,– так писал о декорациях И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» Сергей Михайлович Волконский, русский театральный деятель.

В декорациях Ивана Яковлевича Билибина улавливается и тонкий юмор. Таким является, например, изображение козы – образа, отсутствующего в сказке А.С. Пушкина, однако введённого в либретто оперы, написанное B.И. Бeльским. Появление в опере этого популярного в славянском фольклоре персонажа связано очевидно с шуточным пeниeм про сарафан‚ сшитый из лопуха‚ который могут съeсть поповскиe козы.

Ивану Билибину довелось поработать с русским хореографом Михаилом Фокиным – в 1931 году в аргентинском театре Колон был поставлен балет «Жар-птица» на музыку И.Ф. Стравинского. Последней работой художника на зарубежной сцене стала опера «Сказка о царe Салтане». Прeмьeра состоялась 18 июня 1935 года в Праге, режиссером спектакля стал Н.Н. Евреинов. К этой сказке Иван Яковлевич обратился на родине, вернувшись в 1936 году в Ленинград. Там же, во время блокадной зимы 1942, художник умер, оставив нам богатейшее наследие книжной графики, оперных и балетных эскизов, зарисовок во время путешествий, незаурядного жизнеописания и пример глубокого освоения народных традиций и тонкого слияния фольклора с профессиональным искусством.

автор: Марина Абрамова, Научный сотрудник в ВМОМК имени М.И. Глинки

Рубрика: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.