Десять лет спустя

Е. Погодина, руководитель детской художественной студии «Материнская школа»

Десять лет спустя

Почти десять лет прошло с тех пор, как в журнале «Искусство в школе» была напечатана моя статья «Материнская Школа» Г.А. Рождественской». Несмотря на все превратности судьбы, сложные ситуации, «Материнская Школа» всё ещё существует и дошла до юбилейного года. В этом году нам исполняется 50 лет.

В повседневной жизни студии пытаюсь, в силу своих возможностей, продолжать дело её основателя - Галины Алексеевны Рождественской.

Большое внимание уделяю интерьеру, синестетической среде, как говорила Галина Алексеевна. По стенам - шпалерной развеской - современные работы детей, объединённые одной темой, например «Зима, ёлка, зимние катания». Темы и рисунки, естественно, меняются. На центральной стене -большие работы учеников Галины Алексеевны, они как камертон ко всему, что происходит в студии.

Стараюсь общаться с детьми доверительно, уважать в них творца, не перебивать самостоятельных решений. Если ребёнок хочет нарисовать что-то своё, у него есть идея, он может её воплотить, это даже интересно. Или совсем маленький человек взялся за кисть. Тут уж надо только показать, как с ней управляться, дать первые навыки. Отрадно, когда ребёнок полностью захвачен своей работой, быстро доводит её до конца, до какой-то своей, известной ему точки. Но, к сожалению, это бывает не всегда.

Некоторые дети очень удачно лепят из пластилина. У нас есть книга примеров лепки разных зверушек, и дети активно пользуются ею.

В последнее время мы увлеклись театральными постановками. Главное здесь для художников - разрисовка декораций. Я приношу большой картон, намечаю главный рисунок, и дети коллективно зарисовывают его, создают и отдельные элементы, атрибуты представления. Выступать тоже любят. Создаём и костюмы, хотя бы головной убор. Всё это достаточно условно. Так были поставлены спектакли: «Садко», «Снежная королева», «Цветик-семицветик». Бывают и кукольные представления. Дети сами рисовали кукол на бумаге. Мне приходилось только наклеивать на картон. Так поставили спектакль «Рождество».

Из художественных работ, которые дети рисуют на мольбертах, сразу же выбираю наиболее интересные по цвету, рисунку, композиции. Из них может быть составлена выставка. Картинки проходят несколько этапов отбора. И только в конце пути составляется экспозиция.

За эти десять лет у нас проходило немало выставок: в библиотеках; в МДД(Ю)Т на Воробьёвых Горах; в центре «Гайдаровец»; в Доме Архитектора - две выставки - одна из них была посвящена 90 -летию Г.А. Рождественской; в Доме Союза Архитекторов РФ; в г. Тула, в Духовной семинарии; и т.д. Самая престижная выставка была в 2008 году в Мусейоне ГМИИ имени А.С. Пушкина, где на открытие выставки пришла Ирина Александровна Антонова, тогдашний директор музея.

На выставке в Мусейоне были представлены почти исключительно работы детей-учеников Галины Алексеевны и её собственные работы. Главной изюминкой выставки был портрет Анастасии Цветаевой с правнучкой Олей. Мусейон оставил у себя на хранении 20 работ детей с этой выставки. Некоторая часть коллекции работ учеников Галины Алексеевны хранится в архиве Института художественного образования РАО.

На наших выставках в экспозиции участвовали обычно работы и «старых мастеров», и «нового времени», если это была ретроспективная выставка, а на выставках тематических - только современные авторы.

Возраст наших студийцев, в основном, 4-7 лет, есть дети 9-10 лет, но не старше. По воскресеньям работает «мастер-класс по живописи для взрослых». Среди взрослых студийцев выделяется художник-реставратор Иван Никитич Барсуков, который в своё время реставрировал соборы Московского Кремля, Исторический музей, ГМИИ имени А.С. Пушкина и другие подобные здания. Он также является прекрасным художником-акварелистом. «Материнская Школа» участвовала в организации его выставок в библиотеке имени С. Есенина, в центре «Русское Зарубежье» и в Чеховском культурном центре на Страстном бульваре в 2015 году, где проходила его юбилейная выставка по случаю 85-летия со дня рождения. Совместная работа по организации и проведению юбилейной выставки И.Н. Барсукова послужила установлению взаимопонимания и добрых отношений между руководством, сотрудниками Чеховского центра и студией «Материнская Школа».

Работая с детьми в студии, организовывая выставки, мне всё больше и больше хотелось показать самые первые, абстрактные работы маленьких детей. Конечно, не во всех, но в некоторых из них мне виделись замечательные цветовые композиции, линии, проведённые там, где они должны были быть, чтобы стать живыми, как бы силовыми линиями данного пространства. В детских абстракциях и в первых работах, где уже различался предметный мир, чувствовалась большая живая энергетика, они привлекали, были интереснее, чем обычные, понятные изображения.

И вот случилось так, что 125-я годовщина со дня рождения великого мастера абстрактного искусства В Кандинского, а также согласие на выставку детских работ по этому поводу Елены Алексеевны Пахомовой, директора Чеховского культурного центра и библиотеки имени А.П. Чехова (за что ей огромная благодарность), сотворили чудо - моя давняя мечта была осуществлена. Выставка называлась «Глазами детей. Посвящение В. Кандинскому».

На выставке был специальный стенд, на котором были собраны некоторые высказывания, цитаты из сочинений великого мастера. Судя по этим высказываниям, Василий Кандинский не без интереса присматривался к детским рисункам, видимо, находил в них связь и со своим творчеством.

Так, он писал: «В детском рисунке обнажается собственное внутреннее звучание предмета»; «Только истинные художники сохраняют на всю жизнь детское «<ясновидение», основав на нём своё творчество»; «Открытый глаз и открытое ухо превращают ничтожное волнение в огромные события».

Последнее высказывание явно можно отнести к детям. У кого же, как не у них, новых людей, для которых всё впервой, открытый глаз и открытое ухо? Для них, действительно, каждый день наполнен огромными событиями, на которые они реагируют и могут, если повезёт педагогу, передать свою реакцию непосредственно кистью на бумагу.

Открытие выставки состоялось 20 декабря 2016 года при стечении некоторого количества народа - детей и их родителей, нескольких приглашённых, сотрудников Чеховского культурного центра и библиотеки имени А.П. Чехова. Были приглашены и музыканты - дуэт скрипачей из оркестра «Новая Россия». В их числе бывшая выпускница «Материнской Школы» Анастасия Николаевна Бакшевникова. Выставку смотрели под прекрасную музыку Моцарта. Открытие прошло, как и предполагалось, в приятной, тёплой, взволнованной обстановке. Для меня важно, что выставку посетила одна из ведущих сотрудниц Института художественного образования РАО Татьяна Анатольевна Копцева. Она выразила своё одобрение и поддержку моей инициативе, выставка ей понравилась.

Несколько дней спустя, после суеты открытия, я пришла на выставку, чтобы сфотографировать работы, интерьер выставки. В зале было пусто. Развешенные детские работы создавали атмосферу радостной тишины, такое чувство, какое бывает, когда входишь в лес, - чистота, первозданность. Звучание истины. Здесь сошлось всё, весь ансамбль: и как развешены картины, и сам зал, странной изломанной формы - квадрат с вырванной частью, светло-сероватые стены, не очень высокий потолок. Даже громоздкая мебель и рояль, стоящий посреди зала, не мешали этому ощущению. Надо сказать, что развеской занимались серьёзно не только я и помогавшая мне Мария Вячеславовна Кузнецова, участница занятий в студии, но самое деятельное участие принимала и сотрудница Чеховского центра и библиотеки Александра Анатольевна Сафонова, за что ей огромная благодарность.

Эта выставка - как раз то, к чему я стремилась долгие годы, но, конечно, далеко не идеал. Теперь её время истекло. Есть фотографии, но они не дадут полного впечатления. Хотелось бы мысленно ещё раз пройтись по выставке и рассказать о некоторых детских работах.

Начну с самых абстрактных. Работы Лизы Троценко и Артура Вершинина так и называются «Абстракция», другого названия не придумали. Это просто цветные линии, но они такие живые, как бы взятые из природы; по ним, думается, может развиться какой-нибудь росток ползущего растения. Другая картина Артура «Деревья» - как продолжение первой. Линии уже стали напоминать ветви деревьев. «Растительная композиция» Ани Окуджавы - здесь уже ясно видно растение, которое тихонько колышет ветерок. Вот ещё одна абстракция - «Цветная абстракция» Ариши Жевановой. Она похожа на отшлифованный срез камня или шлиф под микроскопом.

Каждая работа интересна в своём роде. Есть такие, в которых выражено какое-то ощущение или чувство, например, «Испуг» Оли Гераскиной, или «Мужество» Глеба Щербакова.

Петя Павленко замечательно лепит из пластилина очень живых зверушек и даже их скелеты. Их можно было продемонстрировать только во время открытия выставки. Но его рисунок «Слон и мамонт» показывает внутреннее чутьё скульптора, ощущение формы, а ему ещё только четыре с половиной года.

Как-то весной детей водили на экскурсию в Палаты бояр Романовых на Варварке. Обратно вернулись в студию отдохнуть и попить чайку, а шестилетняя Саша Вершинина села за мольберт и нарисовала своё впечатление от экскурсии. В основном это горизонтальные полосы, но всё-таки в рисунке легко угадывался тяжеловесный, мощный характер построек и предметов быта только что увиденных в доме бояр.

По моим наблюдениям, в детях изначально заложены таинственные законы гармонии. Бывает так: ребёнок ведет работу, полностью увлечён ею, он на пути к прекрасному завершению. А я неосторожным словом, добросовестным желанием подсказать нарушаю это чудесное состояние - и всё очарование исчезло. Бывает, он подчиняется, но от этого не легче. Здесь, на выставке, показаны работы, которые избежали этой печальной участи. «Летательный аппарат» Гриши Аристархова, большого любителя и знатока техники, отражает всю неизбежность металлической жесткости.

Ощущение разбивающейся о берег морской волны передано в рисунке Аксиньи Лукиной, хотя никакой реалистически изображённой волны нет.

Миша Кобзон раскрывает жутковатые тайны морского дна «В глубине моря». Так же загадочна «Труба» Лизы Бравославской.

Галина Алексеевна Рождественская высказывала мысль, что в детях сохраняется неповторимая история человечества. Действительно, в некоторых рисунках чувствуется тяготение к историческим корням. Замечательны в этом отношении работы Иры Мамоновой. Особенно её работа «Фонтан» (2013г.). Она как будто снята со стены какого-нибудь российского монастыря. А работа её подружки Веры Курочкиной «На горке» напоминает ранних голландцев.

Есть на выставке и свои символисты. К ним можно отнести «Космос и мы» Саши Одинцовой и замечательную работу Лизы Сорокиной «Лошадь и жеребёнок» (2008 г.).

Хочется отметить поэтические пейзажи Парфёна Маркевича («Пейзаж») и Тимоши Усцова (с названием из М.Ю. Лермонтова «Люблю я цепи синих гор»); крепко сбитый «Натюрморт» Маргариты Прудеевой. Можно, конечно, рассказывать о каждой детской работе, все они солнечны, искренни, заслуживают внимания зрителей.

Но ещё одна особенная работа - Игоря Байбакова 1997 года. Шестилетний Игорь - единственный из детей, который волей судеб вместе с мамой попал на поминки по Галине Алексеевне. Он сел за мольберт и нарисовал то, что мы видим на стенде - огромная половина солнца, лучи, прорастающие побеги. Я бы назвала эту картину «Реквием» или «Прославление», но её решили назвать «Настроение», иначе просто не все поймут.

Жемчужина всей выставки, единственная картина из запасника работ учеников Галины Алексеевны Рождественской - «Конь» Чиркиной Наташи (80-е гг.). Предполагалось, что он займёт центральное место на сцене, но даже и так он производит потрясающее впечатление феерическим полётом фантазии, изяществом формы. Кажется, современные дети уже так не смогут, или здесь нужна только Галина Алексеевна.

Наверное, каждая работа на выставке заслуживает своего отдельного рассказа и рассмотрения, но общее в них то, что каждая линия, каждое цветовое пятно не случайны, а подчинены общей гармонии, цельной композиции, замыслу автора. К сожалению, такая цельность, такая живая передача чувств быстро проходит. Неповторимая пора раннего детства дарит нам возможность полюбоваться чистым природным родником творческих вдохновений наших детей.

В далёком уже 1995 году мне довелось попасть в МГУ на семинар искусствоведов и педагогов, посвящённый теме художественного творчества детей, где в высказываниях заведующего кафедрой меня поразил термин «возрастная гениальность». Но почему-то до сих пор не созданы музеи, где были бы показаны произведения этих возрастных гениев, а жаль.

(Иллюстрации на цветной вклейке.)

 

Искусство в школе: 
2017
№2.
С. 49-51.

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.