Как я стал художником. История П. Козорезенко

Д. Белов, младший научный сотрудник Института художественного образования и культурологи РАО, член Творческого союза художников России

«Как я стал художником»

История Козорезенко Петра Петровича (старшего)

Мне посчастливилось учиться у нескольких выдающихся художников. Среди них – Пётр Петрович Козорезенко (старший) – народный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор, доктор искусствоведения.

Одним вечером мы сидели с Петром Петровичем в его мастерской за городом. У меня с собой была гитара, и он попросил меня сыграть что-нибудь, какой-нибудь романс. Я взял гитару и стал играть. Пётр Петрович слушал, как будто задумавшись о чём-то, а когда я доиграл, спросил: «Я не рассказывал, как я поступал в музыкальную школу?» И он начал свой рассказ.

«В детстве мама повела меня записывать в музыкальную школу. Меня спросили: «Хочешь играть на скрипке?» Я ответил: «Хочу».

Мы пришли в музыкальную школу. Там толпилось много людей. Мы отстояли очередь, но оказалось, что места в классе скрипки закончились. Нам сказали, что есть ещё свободные места в классе баяна. Меня спросили: «На баяне хочешь играть?» Я сказал: «Хочу».

Отстояли очередь на баян, и прямо перед нами взяли последнего человека. Мест не осталось. Но сказали, что можно пойти играть на барабанах.

– На барабанах будешь играть?
– Буду.

Пошли на барабаны. Мест не осталось. Тогда нам сказали, что остались места на тромбоне. Меня спросили: «На тромбоне будешь играть?» Я, чтобы маму не расстраивать, сказал: «Буду».

Приходим записываться на тромбон, заходим в класс, там сидит учитель. На столе у него стоит трёхлитровая бутылка сухого «Ркацители», он наливает в стакан, выпивает и спрашивает:

– Ну что, мальчик, тромбонистом стать хочешь?

Я отвечаю:

– Хочу.
– Мама, скажите, а с лёгкими у мальчика всё нормально, он в трубу дул?
– Да, всё нормально.
– А ритм мальчик нормально чувствует?
– Да вроде мы на скрипку хотели записаться.
– А, ну да, на скрипке слух хороший нужен.

Так меня записали на тромбон.

Я прихожу на первое занятие, учитель даёт мне деньги и говорит:

– На вот, поди сходи в соседний ларёк мне за вином.

Я беру деньги, прихожу в ларёк, прошу дать мне вина. Продавщица смотрит на меня и спрашивает:

– Мальчик, тебе сколько лет?

Я говорю:

– Это я не себе, это учителю.
– Приходи с учителем, тогда продам.

Я прихожу в класс, говорю:

– Не продали.

А он говорит:

– Ну да, тебе же ещё двенадцати нет. Ладно, бери тромбон.

У стены в кабинете стояли духовые инструменты самых разных форм и размеров. А я даже не знал, что такое тромбон. Я беру первый инструмент, который мне приглянулся.

– Да это не тромбон, это труба! Бери тромбон!

Я беру другой.

– Да это не тромбон, это флейта! Тромбон бери!

Наконец, я взял тромбон.

– Ты грамоту нотную знаешь?
– Какую грамоту?
– Нотную, до ре ми фа соль ля си.
– Нет.
– А ты что в школе не учился? Как ты грамоту не знаешь?
– Я сюда пришёл учиться…

Так прошла неделя занятий.

Дорога в музыкальную школу петляла мимо парка Горького. Я в очередной раз шёл на занятия по тромбону. На улице стояла тёплая осенняя погода. Ребята в парке ели мороженое. А мои занятия проходили в полуподвальном помещении дореволюционного дома. Там было темно и сыро. Я спустился по лестнице и остановился у небольшого окошка прямо над моей головой. Вдруг в окошко кто-то постучал. Я поднял голову. С улицы на меня смотрел Вовка – сосед по дому.

– Эй, друг, иди к нам, мы тут рисуем!
– Да мне в школу музыкальную надо, – ответил я.
– Да иди к нам! У нас тут весело!

Я выхожу. Мальчишки подводят меня к своему учителю.

– Вот, он с нами хочет учиться!

Учитель смотрит на меня, говорит:

– А в школе как учишься?
– На «отлично».

– Вот, тебе краски, карандаши и бумагу. Сделай два наброска и возьми три отношения: небо, деревья и земля. Если мне понравится, оставлю, а не понравится – выгоню.

Я очень стеснялся, ведь вокруг меня рисо­вали девочки, которые были старше меня, и все такие воображалы. Тогда мне, восьмилет­нему мальчику, они ка­зались взрослыми, уме­лыми художниками. Я робко взял акварель­ные краски, как мог написал три отношения и сделал два наброска. Прихожу, показываю. Учитель смотрит. На­верно, что-то в них уви­дел. Говорит:

– Даю тебе неделю испытательного срока, делай наброски. Если мне понравится и если в школе на тебя нареканий не будет, оставлю.

Я пришёл домой. После недавнего ремонта у нас оставались обрезки обоев. Я взял эти обрезки и нарезал из них себе стопку бумаги. На следу­ющее утро я взял стопку бумаги и карандаши и вместо школы пошёл на вокзал рисовать. Это было единственное место в провинциальном городе, где всегда было много народу. Первые наброски были совсем никудышными. Но чем больше я рисовал, тем увереннее становились мои рисунки. У меня стал появляться азарт. Я не заметил, как наступил вечер. 3а день я умудрился сделать сто набросков. На следующее утро я вновь отправился рисовать и снова весь день провёл на вокзале за рисованием.

Так у меня прошла вся неделя. Дома я говорил, что иду в школу, а сам шёл на вокзал и делал набро­ски. В итоге за неделю сделал тысячу на­бросков. Они выходили просто виртуозными. Через неделю настала пора идти на занятия. Я взял все наброски, которые успел сделать за это время, собрал их в мешок из-под кар­тошки. Прихожу на занятия. Учитель смо­трит домашние работы. Кто-то этюдик показы­вает, кто-то зарисовку. Моя очередь. Я подхо­жу со своим мешком.

– А это что тут? Ты что, картошку принёс?

Я раскрываю мешок и вываливаю на стол гору набросков.

- Это что такое!?

- Наброски. Вы же сказали делать наброски. Он начинает перебирать их. Некоторые разгля­дывает дольше и откладывает в отдельную стопку.

- А когда ты успел? Это ты сделал? Может ты нашёл где?

- Да нет, это я. Я неделю вместо школы ходил рисовать наброски. И он уже забыл, что говорил про школу.

- Вот, глядите, как работать надо, бездельники!

Учитель вёл кружок и ещё преподавал в ху­дожественном училище. Он отобрал стопку из моих набросков и понёс их показывать в училище студентам посмотреть, как рисует восьмилетний мальчик.

Так я стал художником.

Автор: 
Искусство в школе: 
2015
№6.
С. ***

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.