Как я стал художником. История П. Козорезенко
Д. Белов, младший научный сотрудник Института художественного образования и культурологи РАО, член Творческого союза художников России
«Как я стал художником»
Мне посчастливилось учиться у нескольких выдающихся художников. Среди них – Пётр Петрович Козорезенко (старший) – народный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор, доктор искусствоведения.
Одним вечером мы сидели с Петром Петровичем в его мастерской за городом. У меня с собой была гитара, и он попросил меня сыграть что-нибудь, какой-нибудь романс. Я взял гитару и стал играть. Пётр Петрович слушал, как будто задумавшись о чём-то, а когда я доиграл, спросил: «Я не рассказывал, как я поступал в музыкальную школу?» И он начал свой рассказ.
«В детстве мама повела меня записывать в музыкальную школу. Меня спросили: «Хочешь играть на скрипке?» Я ответил: «Хочу».
Мы пришли в музыкальную школу. Там толпилось много людей. Мы отстояли очередь, но оказалось, что места в классе скрипки закончились. Нам сказали, что есть ещё свободные места в классе баяна. Меня спросили: «На баяне хочешь играть?» Я сказал: «Хочу».
– На барабанах будешь играть?
– Буду.
Пошли на барабаны. Мест не осталось. Тогда нам сказали, что остались места на тромбоне. Меня спросили: «На тромбоне будешь играть?» Я, чтобы маму не расстраивать, сказал: «Буду».
– Ну что, мальчик, тромбонистом стать хочешь?
– Хочу.
– Мама, скажите, а с лёгкими у мальчика всё нормально, он в трубу дул?
– Да, всё нормально.
– А ритм мальчик нормально чувствует?
– Да вроде мы на скрипку хотели записаться.
– А, ну да, на скрипке слух хороший нужен.
Так меня записали на тромбон.
– На вот, поди сходи в соседний ларёк мне за вином.
– Мальчик, тебе сколько лет?
– Это я не себе, это учителю.
– Приходи с учителем, тогда продам.
– Не продали.
– Ну да, тебе же ещё двенадцати нет. Ладно, бери тромбон.
– Да это не тромбон, это труба! Бери тромбон!
– Да это не тромбон, это флейта! Тромбон бери!
– Ты грамоту нотную знаешь?
– Какую грамоту?
– Нотную, до ре ми фа соль ля си.
– Нет.
– А ты что в школе не учился? Как ты грамоту не знаешь?
– Я сюда пришёл учиться…
Так прошла неделя занятий.
– Эй, друг, иди к нам, мы тут рисуем!
– Да мне в школу музыкальную надо, – ответил я.
– Да иди к нам! У нас тут весело!
– Вот, он с нами хочет учиться!
– А в школе как учишься?
– На «отлично».
– Вот, тебе краски, карандаши и бумагу. Сделай два наброска и возьми три отношения: небо, деревья и земля. Если мне понравится, оставлю, а не понравится – выгоню.
Я очень стеснялся, ведь вокруг меня рисовали девочки, которые были старше меня, и все такие воображалы. Тогда мне, восьмилетнему мальчику, они казались взрослыми, умелыми художниками. Я робко взял акварельные краски, как мог написал три отношения и сделал два наброска. Прихожу, показываю. Учитель смотрит. Наверно, что-то в них увидел. Говорит:
– Даю тебе неделю испытательного срока, делай наброски. Если мне понравится и если в школе на тебя нареканий не будет, оставлю.
Я пришёл домой. После недавнего ремонта у нас оставались обрезки обоев. Я взял эти обрезки и нарезал из них себе стопку бумаги. На следующее утро я взял стопку бумаги и карандаши и вместо школы пошёл на вокзал рисовать. Это было единственное место в провинциальном городе, где всегда было много народу. Первые наброски были совсем никудышными. Но чем больше я рисовал, тем увереннее становились мои рисунки. У меня стал появляться азарт. Я не заметил, как наступил вечер. 3а день я умудрился сделать сто набросков. На следующее утро я вновь отправился рисовать и снова весь день провёл на вокзале за рисованием.
Так у меня прошла вся неделя. Дома я говорил, что иду в школу, а сам шёл на вокзал и делал наброски. В итоге за неделю сделал тысячу набросков. Они выходили просто виртуозными. Через неделю настала пора идти на занятия. Я взял все наброски, которые успел сделать за это время, собрал их в мешок из-под картошки. Прихожу на занятия. Учитель смотрит домашние работы. Кто-то этюдик показывает, кто-то зарисовку. Моя очередь. Я подхожу со своим мешком.
– А это что тут? Ты что, картошку принёс?
Я раскрываю мешок и вываливаю на стол гору набросков.
- Это что такое!?
- Наброски. Вы же сказали делать наброски. Он начинает перебирать их. Некоторые разглядывает дольше и откладывает в отдельную стопку.
- А когда ты успел? Это ты сделал? Может ты нашёл где?
- Да нет, это я. Я неделю вместо школы ходил рисовать наброски. И он уже забыл, что говорил про школу.
- Вот, глядите, как работать надо, бездельники!
Учитель вёл кружок и ещё преподавал в художественном училище. Он отобрал стопку из моих набросков и понёс их показывать в училище студентам посмотреть, как рисует восьмилетний мальчик.
Так я стал художником.
Оставить комментарий