В школьном расписании – театральный урок

С.Трофимова,
зав. литературно-драматической частью
Златоустовского государственного драматического театра «Омнибус»

В школьном расписании – театральный урок

Хотим поделиться с вами своими наработками в эстетическом воспитании молодёжи и высылаем

статью о театральных уроках-спектаклях Златоустов­ского государственного драматического театра "Омни­бус". Этому творческому проекту, который прижился в Златоусте и оказался очень востребованным, уже больше 25-ти лет.

В городе Златоусте, одном из красивейших горо­дов Южного Урала, вот уже больше 90 лет работает первый профессиональный драматический театр, старейший в Челябинской области. Созданный сразу же после Гражданской войны, он прочно вошёл в инфраструктуру города и стал центром его культур­ной жизни на протяжении всей своей истории. А она многое в себя включает. Это смена названий, зданий, в которых работал театр. Это более 500 поставленных спектаклей. Многие из них в разные годы отмечены на фестивалях различных уровней – от региональных до международных – и удостоены дипломов, в том числе и высших Гран-при. Это сотни имён режиссёров, актёров, художников, служивших на сцене театра. Сегодня это Златоустовский государственный дра­матический театр "Омнибус", известный далеко за пределами Челябинской области, занимающий свою нишу на театральной карте России.

"Омнибус" означает "для всех". И действительно, репертуар единственного в городе театра рассчитан и на совсем маленьких зрителей, и на школьников, и на взрослую аудиторию. 30 лет руководит театром заслуженный работник культуры России, Почетный гражданин города Златоуста Александр Сергеевич Романов. В 2011 году театр удостоен премии Прави­тельства России имени Федора Волкова за вклад в раз­витие театрального искусства Российской Федерации.

Привлечь школьников к театру, помочь учащим­ся глубже прочувствовать творчество писателя и его эпоху и через театральное искусство воспитать лич­ность, тонко чувствующую и понимающую прекрас­ное, – такие задачи на перспективу поставили перед собой 25 лет назад сегодняшний руководитель театра Александр Сергеевич Романов и Михаил Давыдович Поляков, работавший в театре главным режиссёром в 1986 – 1993 гг.

Так родилась идея театральных уроков-спектаклей. На первых порах в гороно к начинанию отнеслись на­стороженно, да и педагоги (большей частью старшее поколение) без энтузиазма восприняли новшество. Вот если, высказывалось предложение, вы подготовите эти уроки и придёте к нам в школу... Но, к сожалению, в школе нет условий, необходимых для показа спек­такля. Видя такую реакцию, и актёры засомневались, что удастся воплотить задуманное. Всё-таки решили от идеи не отказываться, и уже через год был показан первый театральный урок-спектакль по творчеству Д.И.Фонвизина *Сатиры смелый властелин. Авто­ром сценария и режиссёром–постановщиком стал актёр театра Юрий Пронин. Спектакль был принят с восторгом. На первых порах стали работать со школами, которые проявили интерес к начинанию. И вскоре этот интерес начал быстро расти. Появлялись новые уроки, соответствующие школьной программе: «Лар­чик мудреца, по басням И.А.Крылова, «Дело аресто­ванного 3224 , по произведениям А.С.Грибоедова.

Театральный урок-спектакль рассчитан на 40-60 минут, то есть соответствует школьному уроку. Каж­дый урок имеет свои особенности, приёмы, методы. Неизменно его начало: разговор о том, что такое театр как вид искусства и как нужно вести себя на таком уроке-спектакле. Что театр – это единственный жи­вой вид искусства, и спектакль каждый раз заново рождается на глазах у зрителей, он трудно создаётся и очень легко разрушается. затем кратко представ­ляется тема урока.

Театральные уроки-спектакли не только позволя­ют учащимся узнать гораздо больше о личности того или иного писателя, о конкретном произведении, но и прививают драгоценные навыки общения, застав­ляют думать и анализировать, учат азам театральной грамотности, пониманию языка театра, его непо­вторимости и уникальности. Это сегодня особенно важно. В век компьютеров и видео, бесконечных сериалов важно научить молодое поколение ценить то, что рождается у него на глазах, – спектакль как произведение искусства. «Самое главное – быть от­кровенным со зрителем, – говорит заслуженный ар­тист России Юрий Чулошников, – тем более зритель не всегда подготовленный. Испытываешь настоящее удовлетворение, когда видишь благодарные детские глаза. По словам заслуженного артиста России Вячеслава Борисова, «по сложности спектакли и театральные уроки – одно и то же. Актёр должен быть в материале, знать ответ на предполагаемый во­прос. Для актёра театральные уроки интересны тем, что можно сыграть несколько ролей одновременно, идёт резкая смена актерских работ. Например, в театральном уроке-спектакле "Горьким моим словом посмеюся...", по произведениям Н.В.Гоголя, один и тот же актёр играет роли Персонажа, Хлестакова, Чичикова, Кочкарева.

Театральные уроки от обычного спектакля от­личает лаконичность оформления и постановочных приёмов. Кроме того, они выстроены так, что, как уже было сказано выше, зрители оказываются участ­никами происходящего на сцене, поскольку актёры на таких уроках обращаются к аудитории с вопро­сами, заставляя их вспоминать знания, которые они получили в школе. «Простыми, в сущности, сред­ствами достигается важная цель – реставрировать животворный дух изучаемых в школе произведений... Доверительная, но не снисходительная интонация, игровая природа рождают праздничную атмосфе­ру умного и доброго сотворчества сцены и зала... (Е.Дмитриевская. «Театральные уроки Златоуста // "Театр" 3e1, 1990). Тематика уроков практически неисчерпаема.

А история развивалась дальше, и в 1990 году по инициативе Союза театральных деятелей России и Академии педагогических наук России златоу­стовский театр показывал свои театральные уроки-спектакли в Москве не только учителям и учащим­ся, но и коллегам. Это были уроки Ю.Пронина "Сатиры смелый властелин" (по произведениям Д.И.Фонвизина) и «Дело арестованного 3224~ (по произведениям А.С.Грибоедова). Как вспоминает Александр Сергеевич Романов, показывали уроки в одной из элитных московских школ. Педагоги предупредили, что может получиться так, что во время показа некоторые ученики будут выходить из зала. Но ничего подобного не произошло, наоборот, получилось заинтересовать столичную молодежь.

Следующий серьёзный этап наступил в феврале 1993 года, когда в рамках русско-французской конфе­ренции "Город и театр в условиях новой экономиче­ской реальности" на базе театра "Омнибус" проходил семинар «Театр в маленьком городе. Конференция проходила под эгидой Российского института ис­кусств (г.Санкт-Петербург). В работе конференции принимали участие представители Министерства культуры России, сотрудники Российского института искусств, директора и главные режиссёры театров Российской периферии. На семинаре присутствовали гости из Франции – учёные-социологи университета из г.Мец (Лотарингия) и тогдашний директор депар­тамента культуры Лотарингии Ж-Ф.Маргерен. Участ­ники и гости конференции посмотрели не только спектакли театра "Омнибус", но и театральные уро­ки. Результатом их визита было приглашение театра г.Мец (Франция) на Всефранцузскую ежегодную конференцию «Театр и школа, которая прошла в августе-сентябре 1994 года. В рамках этой конферен­ции наш театр показал два спектакля: «Три сестры А.П.Чехова, "Собаки" К.Сергиенко и два театраль­ных урока: И.Кручининой "Ларчик мудреца" (по басням И.А.Крылова) и Ю.Лотмана "Читая Евгения Онегина" (по роману А.С.Пушкина). В дальнейшем идею театральных уроков поддержал заслуженный деятель искусств России Борис Сергеевич Горбачев­ский, работавший в "Омнибусе" главным режиссёром с 1994 по 2001 гг. и поставивший 6 уроков-спектаклей.

В течение театрального сезона на уроки-спектакли приходят школьники не только нашего города.

В «Омнибусы часто приезжают из городов Миасс, Сатка, Бакал. Проводятся уроки каждый вторник, среду и четверг. Для некоторых категорий школь­ников это единственная возможность приобщиться к миру театра.

Говоря о роли театральных уроков-спектаклей, известный московский критик Наталья Давыдовна Старосельская, по рекомендации СТД Российской Федерации и по приглашению администрации театра посетившая «Омнибусы в связи с его 90-летием, от­метила: «Я считаю, что система театральных уроков воспитывает зрителей. У вас в городе удивительный зритель с очень неожиданными и нестандартными реакциями, а это значит – воспитанный зритель. А по­скольку театральные уроки идут уже 25 лет, значит, театр воспитал уже два поколения своих зрителей.

Сегодня в репертуаре театра 12 театральных уроков-спектаклей, идущих как на основной, так и на малой сцене «Сферам театра «Омнибусы, их афиша постоянно пополняется. Кроме вышеперечисленных, это: "Жили-были" (по русским народным сказкам), "Болдинская осень" (по творчеству А.С.Пушкина), "Приглашение в театр" (знакомство с театральными профессиями), "Поклонимся великим тем годам" (60-летию Победы посвящается), "Иоанн Злато­уст" (о жизни святителя Иоанна златоуста), "Мир А.П.Чехова" (спектакли по одноимённым пьесам драматурга "Предложение" и "Свадьба"), "Быть может, за хребтом Кавказа" (о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова), "Мы по улице идем..." (по "Пра­вилам дорожного движения").

И по-прежнему участники театральных уроков-спектаклей вкладывают в творчество всю душу, через которую прошли и пронзительная высота пушкин­ской поэзии, и щемящая боль лермонтовских строк, и тонкий гоголевский юмор...

Вера Николаевна Шилова, начальник отдела обще­го и дополнительного образования МУ Управления образования ЗГО, преподаватель литературы, со своими воспитанниками частый гость на наших теа­тральных уроках, отмечает: «Общее сопереживание – один из основных инструментов воспитания. Благо­даря театру, школьники и преподаватели получили возможность качественно нового общения. здесь, в уютной камерной атмосфере, они познают не только искусство театра, но и самих себя. Но ценнее всего то, что воспитывается уважение к законам морали и духовным ценностям. Убеждена, что самая сложная и важная работа зрителя не тогда, когда он сидит в зале (там эмоциональное восприятие сильнее), а тогда, когда он вспоминает, осмысливает, анализирует то, что видел и слышал. Для этого надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Этому мы тоже учи­лись на уроках в театре. И это настолько оказалось значимым для ребят, что теперь в своих отзывах и сочинениях они пишут: «Именно на театральном уроке я ощутил все «волшебство искусствам; «впер­вые я увидел постановку спектакля, где все сделано таким образом, что зритель становится участником действия («Дело арестованного 3224); «Наш театр особенный. В нём работают люди, для которых театр является самым ценным в жизни, и их любовь пере­даётся нам, зрителям, которые сначала приходят на театральные уроки, а затем становятся поклонниками театрам; «театр стал для меня тем местом, где я могу отстраниться от проблем, забыть обо всём и погру­зиться в волшебство... .

Замечателен ещё и тот факт, что после просмотра уроков-спектаклей у ребят (пусть не у всех, но всё же!) появляется желание взять в библиотеке книгу по теме урока.

Через театральные уроки прошло уже не одно поколение златоустовцев. Отдача от них сегодня ощущается прежде всего в том, что в театр приходит подготовленный, грамотный, воспитанный зритель. Благодаря театральным урокам-спектаклям многие молодые люди стали нашими постоянными зрителя­ми, многие учащиеся приобщаются к самодеятельно­му театральному творчеству.

Пройдя творческий путь в четверть века, театраль­ные уроки-спектакли являются сегодня дополнением к национальному проекту «Образованием, который успешно осуществляется в нашем городе, поддержи­вался и поддерживается Министерством культуры Челябинской области, Главой златоустовского го­родского округа (ЗГО), Собранием депутатов ЗГО, муниципальным управлением образования ЗГО, вы­делением финансовых средств на реализацию данной творческой программы.

Логическим продолжением этого проекта стал городской детско-юношеский театральный конкурс «Я люблю театры, который в 2014 году пройдёт уже в шестой раз. В рамках этого конкурса дети, вместе с просмотром спектаклей и театральных уроков, знакомятся с историей театра, театральным закули­сьем (постоянно проводятся театральные экскурсии), встречаются с актёрами на творческих встречах, а после просмотра спектаклей – на зрительских кон­ференциях. Итог большой годичной работы с детьми находит своё воплощение в различных номинациях конкурса: декоративно-прикладное творчество, изо­бразительное искусство, литературное творчество, актёрское мастерство, мир театральных профессий и театральная фантазия. Дети имеют возможность реализовать свои творческие способности, выразить своё отношение к увиденному и прочувствованному. В перечень номинаций ежегодно вносятся небольшие изменения. Каждый раз в марте фойе театра украша­ется выставкой детских поделок и рисунков, а в конце апреля проводится заключительный праздник – под­ведение итогов. Самая театральная школа получает главный приз – статуэтку театрального кота (персонаж из театрального урока-спектакля «Приглашение в те­атры). На страницах местной газеты "Златоустовский рабочий" печатаются лучшие стихи юных поэтов, посвященные театру. В рамках конкурса «Я люблю театры появилось столько интересных педагогических находок, что в прошлом году мы решили создать банк педагогических идей в эстетическом воспитании детей посредством театра. Для таких творческих педагогов разработан совместный диплом театра и управления образования златоустовского городского округа.

 

Автор: 
Раздел: 
Искусство в школе: 
2014
№3.
С. 62-64

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.