Многообразие вокального искусства

Многообразие вокального искусства

Репетий Светлана Александровна, педагог-организатор

Репетий Светлана Александровна

За последнее десятилетие возросло внимание к вокальному воспитанию детей. Пение – один из самых естественных, органичных, для ребёнка видов деятельности. Развитие вокальных способностей направлено как на общемузыкальное развитие ребёнка, так и на его дальнейшее профессиональное обучение.

В вокально-хоровом отделении Центра «Куль - тура и Образование» сложился прекрасный педагогический коллектив. Труд увлечённого педагога виден и в его учениках, в подборе репертуара, который формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению голоса. Многие песни при умелом их использовании становятся той основой, на которой вырабатываются навыки звукообразования, дыхания и дикции. Основу учебного репертуара составляют лучшие образцы русской и зарубежной классической вокальной и хоровой музыки. Большое значение имеет дифференцированный подход. Репертуар отбирается педагогически целесообразный для каждой возрастной группы. Только регулярное пение в удобном диапазоне помогает развить голос.

В работе с детьми различного возраста следует учитывать не только певческие, но и физиологические особенности каждого ученика. Не секрет, что пение обладает ещё и оздоровительным эффектом. Следовательно, дети, которые регулярно занимаются пением, будут активными и внимательными и на других занятиях, а также физически более выносливыми. Исполняя песни, дети глубже чувствуют и понимают музыку, могут точнее выражать свои мысли, чувства, своё отношение к окружающему миру.

Вокально-хоровое отделение Центра «Культура и Образование» имеет такие направления: академический вокал; эстрадный вокал; народный вокал; хоровое пение.

Основная цель в классе академического вокала – это постановка голоса, знакомство с шедеврами мировой классической вокальной музыки. Учащиеся постигают азы вокального искусства на лучших образцах классической музыки, народных песен и музыки современных композиторов. Академический вокал – очень сложное направление искусства, овладение которым предполагает освоение множества различных навыков. Важной стороной обучения вокалу является возможность проявить себя в музыкальном коллективе и приобрести опыт выступления на сцене, приняв участие в отчётных концертах, конкурсах и фестивалях. Поэтому учащиеся выступают на наших концертах в Центре детского творчества, участвуют в Московском открытом фестивале академического сольного пения «Серебряный голос» и других вокальных конкурсах.

Постигая азы хорового пения, дети не только приобщаются к музыкальному искусству, но сами становятся творцами, создателями уникального художественного замысла. В вокально-хоровом отделении работает хоровая студия «Камертон». Достоинством данного коллектива является разнообразие видов творческой деятельности: публичные выступления, игровые формы занятий, традиционные праздничные мероприятия коллектива, экскурсионные поездки, творческие лагерные смены, посещение выставок, концертов, спектаклей. Всё это направлено на расширение кругозора, овладение искусством общения, развитие памяти и фантазии детей. Коллектив является неоднократным лауреатом международных, всероссийских и городских конкурсов, активно участвует в городских акциях и мероприятиях, имеет стабильный состав педагогов, ведёт широкую пропаганду данного вида творчества. Хоровые выступления дают возможность ребёнку почувствовать себя настоящим артистом, регулярное пение помогает излечиться от многих болезней, способствует улучшению настроения и позитивному взгляду на жизнь.

Жанр эстрадного вокала включает в себя множество направлений. В Центре детского творчества работает две студии эстрадного вокала: «Колибри» и «Глория». Каждому ансамблю свойственна особая манера исполнения, свои вокальные приёмы, форма и образное наполнение содержания, однако при этом присутствует общая для всех постановка дыхания и голоса. В студии эстрадного вокала проходит кропотливая работа над воспитанием культуры звука и музыкально-образного мышления. Детей учат не только правильному и красивому исполнению произведений в эстрадном жанре, но ещё и умению работать с микрофоном, овладению сценическим движением и актёрскими навыками. Обучение проходит как в индивидуальной, так и в групповой форме по следующим предметам: сольное пение, ансамблевые занятия, сольфеджио, основы хореографии. Результатом занятий является постановка эстрадного номера, выступления в концертах, участие в конкурса х. Воспитанники студий «Колибри » и «Глория» – активные участники городских и межрегиональных фестивальных и конкурсных программ. Каждое выступление ансамблей – это незабываемый праздник для зрителей, гармония вокала и хореографии. В репертуаре ансамблей красочные номера, подкупающие своей живостью, естественностью и хорошим настроением.

Народное пение – это источник лучших народных традиций. Народная традиционная певческая культура является важным средством вокально-эстетического воспитания детей. Народное пение – один из видов творческой деятельности, особенно доступных детям. Пение в народной манере активизирует художественное творчество детей, их участие в календарных, семейных праздниках и обрядах, обогащает духовный мир, повышает внутреннюю культуру.

Дети ансамбля народной песни «Горошина» – частые гости на окружных и городских концертных площадках. Особое место в концертных программах занимают выступления перед ветеранами в День защитника Отечества и в День Победы. Сложившийся концертный репертуар позволяет ансамблю успешно участвовать и становиться лауреатами и дипломантами конкурсов и фестивалей детского и юношеского творчества.

Ансамбль «Горошина» – коллектив совсем молодой, но в нём уже сложились определённые традиции. Это проведение интерактивных программ для детских коллективов центра творчества, посвящённых календарным и религиозным праздникам: Осенины, Рождество, Масленица, Троица; участие в традиционных концертных программах ко дню Космы и Дамиана, летнему празднику «Три Спаса» в парке Кузьминки, совместные с родителями «Вечера в светёлке».

Нередко ансамбль народной песни выступает с оркестром русских народных инструментов. Посмотрев на своих детей из ансамбля народной песни, их родители загорелись и, заразившись любовью к народному пению, создали свой ансамбль «Златица». И теперь вместе со своими детьми волнуются перед выступлением и вызывают заслуженную любовь зрителей. Народная песня объединяет детей и родителей. Содружество педагогов, родителей и детей – ресурс воспитательного воздействия на ребёнка; оно повышает эффективность влияния на ребёнка, а возникающие проблемы и задачи решаются сообща.

Петь никогда не поздно! Одно из направлений деятельности вокально-хорового отделения – это работа с разными возрастными группами, которая опирается на одни и те же методические принципы.

В течение учебного года ведётся активная концертная деятельность, которая является одним из показателей достижений учащихся. Принимать участие в концертных программах могут дети вместе с родителями. Конкурсы и концерты дают детям отличную возможность открывать в себе способности к творчеству, а родителям творить вместе с детьми, лучше узнавая друг друга.

Педагоги вокально-хорового отделения также объединились в вокальный ансамбль, который принимает участие в конкурсах педагогического мастерства. Таким образом, наши педагоги не только показывают пример своим ученикам, но и имеют хорошую возможность проявить свою индивидуальность, продемонстрировать своё мастерство, раскрыть свой творческий потенциал. Интересно наблюдать за творческим ростом педагогов и их воспитанников!

Отделение живёт яркой, творческой жизнью. Работа в такой команде единомышленников приносит удовлетворение. В отделении создана атмосфера сотрудничества, дружбы, участия и взаимного уважения. Задача нашего педагогического коллектива нашего отделения – духовное развитие учащихся и приобщение их к миру прекрасного. Только увлечённые музыкой и находящиеся под её влиянием люди могут раскрыть и подарить детям красоту искусства, научить слышать музыку сердца.

Искусство в школе: 
2015
№1.
С. 14-15.
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.