Реорганизация или ликвидация?
Реорганизация или ликвидация?
Институту художественного образования и культурологии Российской академии образования грозит уничтожение
19 января 2023 года в Крещение я, как и ещё 19 сотрудников Института художественного образования и культурологии РАО получили уведомление о начавшейся реорганизации с целью присоединения нашего института к Институту стратегии развития образования РАО.
Сразу вспомнилось. У меня в этом году знаменательная дата: 50 лет тому назад (1 октября 1973 года) я поступила в аспирантуру нашего института, который назывался в то время Научно-исследовательским институтом художественного воспитания Академии педагогических наук СССР. Пришла в институт из Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения, где шесть лет успешно проработала редактором и автором передач по изобразительному искусству. Но вот захотелось обобщить свой опыт, заняться изучением проблем восприятия искусства подростками. При поступлении в аспирантуру сотрудники института меня предупреждали: нас закрыть могут в любой момент. И так в течение прошедших 50 лет.
Подписывая уведомление, прекрасно понимала, что это не столько предвестник заявления об увольнении по собственному желанию (в моём возрасте естественно уйти на пенсию), сколько принятое Министерством просвещения Российской Федерации решение о ликвидации Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования». Интересно, что историческое решение (приказ) подписан заместителем министра. По-видимому, с точки зрения министра С.С. Кравцова, это проходное событие не его уровня. А может быть, Сергей Сергеевич не рискнул подписывать, вспомнив, что приказ о создании нашего учреждения (Центрального дома художественного воспитания детей), образованного в 1931 году, принималось Народным комиссариатом просвещения РСФСР благодаря пониманию государством самостоятельной роли искусства в воспитании и развитии представителей нового поколения, как тогда считали, строителей нового общества. Не хочется говорить общие мысли. И всё-таки напомню. Весьма успешно нашим государством на протяжении десятилетий искусство использовалось как самое эффективное «средство коммунистического воспитания», «средство духовного и нравственно-эстетического воспитания» и т.д. Сегодня актуальна задача патриотического воспитания. И это искусство может.
Обозначать искусство в качестве средства всё-таки весьма поверхностно и несправедливо. Искусство – это остров свободы, в котором личность может проявить свою индивидуальность, собственное видение себя, мира, человека. Доверить зрителю и слушателю своё самое сокровенное: мысли, чувства, сомнения. Погрузить в размышления о вечных ценностях жизни, помочь выработать собственные убеждения.
Ликвидация нашего института возвращает меня к национальному вопросу: кто виноват и что делать? Убеждена: решение министерства обусловлено абсолютным незнанием чиновниками содержания нашей работы. Ведь министерские чиновники полагают, что научные сотрудники института ограничиваются выполнением государственных заданий, за что каждый из нас получает «достойную» зарплату от 9 до 20 тысяч в месяц. Да нет же. Основную работу составляют проекты, инициированные сотрудниками института – опытными педагогами, высококвалифицированными учёными, творчески работающими представителями всех видов искусства. Наш коллектив составляют композиторы и музыканты – исполнители и теоретики, профессиональный танцор и хореограф, художники и искусствоведы, философы и культурологи, филологи, психологи, социологи. (Всего не более 20 человек, остальные ушли, не выдержав спартанских условий.) За разработанные ими проекты международного масштаба, получившие всемирное признание, в течение десятилетий министерство не платит вообще, а по сути именно они определяют особое место Института художественного образования и культурологии в художественно-педагогической и научной жизни России.
Назову некоторые: проект члена союза композиторов России, главного научного сотрудника, доктора педагогических наук И.М. Красильникова «Музицирование для всех»; ведущего научного сотрудника, кандидата педагогических наук М.С. Красильниковой «Дети на оперной сцене»; проект старшего научного сотрудника, члена международного союза художников, кандидата педагогических наук, доцента Т.А. Копцевой «Передвижничество», объединяющий учителей изобразительного искусства, дошкольников и школьников в конкурсах детского рисунка, всегда посвящённых самым важным проблемам в жизни общества. Необходимо вспомнить театральные проекты старшего научного сотрудника, кандидата филологических наук О.В. Гальчук, работу в области хореографии всех народов мира ведущего научного сотрудника, доктора педагогических наук, профессора В.Н. Нилова. Все названные проекты имеют международный статус, ими охвачены тысячи учащихся и сотни педагогов всех областей художественного образования. Но… публикации о работе по этим проектам входят в разряд внеплановых. Демонстрация результатов происходит на площадках, за аренду которых нужно изыскивать средства для оплаты. Поясню: каждым проектом занимается один человек – уникальный специалист и энтузиаст своего дела, выполняющий все виды работ, необходимые для его реализации.
Школы всей России, многие педагогические вузы успешно работают в соответствии с концепциями и программами, созданными последователями научной школы выдающего ученого Б.П. Юсова, имя которого увековечено в названии лаборатории интеграции искусств и культурологии. Их проекты достойны самостоятельной презентации.
В 1982 году в НИИ художественного воспитания АПН СССР был создан диссертационный совет, давший возможность для защиты диссертационных исследований по широкого кругу проблем художественной педагогики. За 40 лет деятельности совета в нём защитились сотни квалифицированных специалистов, работающих в научно-исследовательских институтах, педагогических вузах, учреждениях культуры России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Закрытие института перекрывает воздух для развития этого самостоятельного направления в науке.
Культурным достоянием России является Международная коллекция детского рисунка, насчитывающая десятки тысяч творческих работ детей от младенчества до 18 лет из 74 стран мира за период с 1890-х годов до настоящего времени. Ее изучение, начавшееся в 1990 году по инициативе лаборатории изобразительного искусства, которой я имею честь руководить с 1987 года, постоянно встречало препятствия в силу несоответствия функционала научного сотрудника задаче инвентаризации и хранения детских рисунков. Из года в год исследовательской, выставочной работой в крупнейших художественных музеях, публикацией каталогов и статей удавалось доказывать выдающееся значение подлинных произведений творчества детей для изучения истории художественного образования, художественно-творческого развития и раннего выявления одаренности, национальных особенностей воспитания, авторских систем выдающихся художников-педагогов, различных направлений в изучении детского творчества. Несмотря на то, что по результатам изучения коллекции защищены докторская и кандидатские диссертации, опубликованы монографии и каталоги, в кругах чиновников от науки и образования нет понимания ее значения. Являясь результатом научной деятельности основателей института на протяжении столетия, она остается достоверной исследовательской базой выше названных вопросов педагогики искусства. Правда определённый оптимизм внушает создание в институте Центра детского рисунка (руководитель кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник В.В. Комлева), главной задачей которого является музейная каталогизация коллекции.
Проблемы, о которых я говорю, возникли не вчера. В 1947 году при преобразовании Центрального дома художественного воспитания детей Наркомпроса РСФСР в НИИ художественного воспитания АПН РСФСР, был закрыт существовавший с 1935 года Музей детского рисунка (рисунки в папках отправились в сараи Театра юного зрителя, где находился ЦДХВД), закрыты студии для дошкольников, литературная, театральная, работавшие даже во время войны. Некоторое время продолжалась работа изостудий. Главной причиной являлось отсутствие методистов в штатных расписаниях научно-исследовательских институтов.
На протяжении многих лет гордостью института являлся детский хор НИИ художественного воспитания под управлением профессора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Владислава Геннадьевича Соколова (1908−1993). Сначала капелла, а затем хор приобрёл широкую известность ещё во времена ЦДХВД. В годы войны была очевидна роль искусства в патриотическом и эстетическом воспитании. В подготовке к концертам хора принимали участие все кружки и студии воспитанников Дома художественного воспитания детей: танцоры, чтецы, созданием костюмов, элементов декорации занимались учащиеся кружков и студий изобразительного искусства. Детский хор за годы войны дал более трёхсот концертов в госпиталях, военных клубах, по радио. За большую работу «по художественному обслуживанию Советской Армии» 45 учеников хора, кружков и студий ЦДХВД были награждены медалью «За оборону Москвы». Хорошо помню, как в 1990-е годы в наш институт приходили старые, но бодрые воспитанники хора, стремившиеся восстановить удостоверение о полученной медали. Институт им помогал.
Работа сотрудников института с учащимися хора не находила поддержки чиновников, как не соответствующая функционалу научно-исследовательской организации. В конце 1990-х хор прекратил своё существование. Сегодня добрались до института.
Решая вопрос о ликвидации Института художественного образования и культурологии, чиновникам Министерства просвещения Российской Федерации, стоит познакомиться с его деятельностью, понять творческий потенциал коллектива, ведущего, помимо названных проектов, выполнения государственных заданий, плодотворную работу в области подготовки научных кадров. Приходя в институт, погружаясь в рассмотрение детских рисунков нашей коллекции, я возвращаюсь в его историю. За каждой подборкой работ стоит педагогический и исследовательский труд наших выдающихся предшественников и учителей − А.В. Бакушинского и Л.С. Выготского, организатора первой международной выставки 1934 года и многих последующих конкурсов и выставок детского рисунка Г.В. Лабунской. Изучая работы из 7-ой опытной станции художественного воспитания Наркомпроса РСФСР 1920-х, узнаёшь, как приобщали к литературе и искусству театра тогдашние педагоги школ этой станции Г.Л. Рошаль и С.М. Бонди, как учили рисунку и живописи Н.Н. Купреянов и В.Е. Пестель. Наш институт на протяжении десятилетий работал в плодотворном сотрудничестве с выдающимися деятелями культуры и образования. В 1970−1980-е С.А. Герасимов, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Р.А. Быков соучаствовали в создании программ по музыке и изобразительному искусству, по кинообразованию. Опыт общения с ними, их творчество, их педагогическая деятельность убеждают меня в том, что Институт художественного образования и культурологии, как самостоятельное, приоритетное направление в образовании и науке необходимо сохранить, за него нужно бороться.
Оставить комментарий