Беседа на тему «Возможности педагогики искусства в системе общего образования»
Беседа на тему «Возможности педагогики искусства в системе общего образования»
Беседа с директором Центра Образования № 324 «Жар-птица», кандидатом педагогических наук
Еленой Борисовной Зотовой.
Уважаемая Елена Борисовна! Мы обращаемся к Вам, потому что для образовательного сообщества Москвы Вы – представитель той части директоров московских школ, которые реализуют авторское содержание образования. Не менее важно, что в Вашей школе существует живая художественно-творческая среда, значительное количество педагогов, активно использующих в своей работе методы педагогики искусства, и традиции театрального образования в школе развиваются более чем активно и содержательно.
Как Вы видите, определяете место педагогики искусства в контексте общего образования в своей школе и в московском образовании в целом?
В нашей школе искусство занимает очень большой пласт как в основном учебном плане, так и в дополнительном образовании.
Из 505 детей - 100 с лишним учащихся занимаются в студии восточной живописи, 120 - на фортепиано, 60 учащихся – актерским мастерством, 12 – сценической речью, 60 осваивают вокальное искусство, 50 – хореографическое на профессиональном уровне. Причем все учащиеся начальной школы занимаются ритмикой, а учащиеся 5-11 классов фитнесом с основами хореографии (третий урок физкультуры).
Все учащиеся поют в хоре (у нас семь детских хоровых коллективов и хоровой коллектив родителей и учителей), я считаю, что без умения петь, владеть своим голосом как музыкальным инструментом и выразителем души в современной жизни никак нельзя. При наборе в первый класс мы получаем детей с неразвитой координацией слуха и голоса. Мамы перестали петь колыбельные песни и, следовательно, не развивается голосовая функция на уровне саморегуляции, то есть когда голосовой аппарат ребенка подстраивается под голос мамы самопроизвольно. А еще, в семье теперь не поют застольных песен (как было принято на Руси), перестали петь песни из мультфильмов. Дети копируют механический звук зарубежных мультиков, и в результате от 40 до 60 % детей при поступлении имеют речевые и голосовые проблемы.
В нашем детском оперном театре «Жар-птица», которому исполнилось 12 лет, были поставлены такие спектакли, как опера С. Баневича «Стойкий оловянный солдатик», опера М. Магиденко «Приключение Незнайки», музыкальный спектакль «Ночь перед Рождеством», водевиль В. Сологуба «Беда от нежного сердца», детские оперы А. Бюхнера «Грибной переполох», «Веселые марионетки».
Мы никогда не ставили перед собой цель – готовить профессионалов в области искусства. Но ежегодно 3-4 выпускника свою будущую профессию связывают именно с искусством. Интересен тот факт, что все солисты спектакля «Свадьба Фигаро», получив «оперную» прививку, продолжили профессиональное образование на вокальных факультетах музыкальных колледжей и ВУЗов: в музыкальном колледже и Российской академии музыки имени Гнесиных, Академии хорового искусства имени В. Попова, Российской академии театрального искусства.
Выпускники продолжают приходить на занятия вокального ансамбля и вместе с нашими учениками участвуют во многих концертах и проектах. Они не только дарят нам минуты наслаждения, но и являются для наших учеников своего рода примером и культурным образцом, которому юное поколение стремится подражать.
Видите ли вы какие-то методы и приёмы педагогики искусства, которые могли бы обогатить общеобразовательные уроки, прежде всего точного, естественно-научного цикла, а также гуманитарного и начальной школы? Как Вы себе это представляете в своей школе и в системе московского образования в целом?
С учителями необходимо проводить занятия по актерскому мастерству. Я вижу у многих учителей зашоренность, не умение общаться, реагировать нормально на современных детей, в результате: обиды и не желание видеть свои проблемы. Когда-то мы проводили тренинги с психологами, но многие учителя стеснялись и не посещали эти занятия.
Учитель должен понимать, с какой категорией детей он работает. Например, наш учитель биологии использует в работе поэтические страницы. За годы работы она создала цикл «Поэзия на уроках биологии». По каждой теме подобран очень интересный материал, соответствующая музыка. Безусловно, любая тема раскрытая эмоционально, интегрированная с искусством останется в памяти детей. Активно используют театрализацию и музыку учителя иностранного языка, некоторые учителя начальной школы. Очень интересные проекты по искусству создают с детьми учителя информатики. К сожалению, учителя естественно-научного цикла не владеют приемами театральной педагогики, так как этому необходимо учить.
В течение 16 лет мы стараемся сохранять традицию проведения проекта «Рождественские чтения». Такое название «Рождественские» было дано не случайно. Первые чтения проходили в рождественскую неделю января, знакомили с русской православной культурой и олицетворяли рождение творчества. Первые годы в чтениях принимали участие только старшеклассники и основной целью было привлечение их к серьёзному интеллектуальному труду в той или иной области знаний. Нам хотелось показать красоту науки. Учителя научно-естественного цикла часто обижаются: «мы учим задачи решать, занимаемся исследованиями, но наша творческая работа не видна, а вы пьеску сыграли - вам уже аплодируют».
Постепенно чтения переросли в большой общешкольный проект учащихся 1-11 классов, праздник науки и искусства всех педагогов основного и дополнительного образования и активных родителей.
К Рождественским чтениям, учащиеся под руководством педагогов (в том числе и научных областей) создают проекты. Многие исследовательские работы строятся на стыке науки и искусства. Подготовка начинается почти за год, когда объявляется основная тема следующих чтений. Вот несколько тем прошлых лет - «Мечта, воплощенная в жизнь», «Символы России», «Мифы и реальность», «Человек и его время», «Если звёзды зажигают…», «Недаром помнит вся Россия». Тема этого года «Со школьного порога», посвящена 50-летию нашей школы. Благодаря «чтениям» учащиеся имеют возможность проявить свои интересы, интеллектуальные способности, творческие достижения.
Чтения проходят в два дня. Первый день «День науки» начинается с торжественного открытия, театрализованного представления. Затем старшеклассники представляют свои проекты, а учащиеся 5-7 классов отправляются в путешествие под названием «За страницами учебника». Затем в актовом зале для старших классов проводится интеллектуальная игра «Бой эрудитов», а для учащихся 8-х классов дискуссионный клуб (в этом году тема дискуссии «Школа, как социальный лифт». Второй день «День искусства» открывают учащиеся начальных классов, затем проводится благотворительная ярмарка, КВН, в котором играют: родители, дети и учителя и театрализованное представление.
Это одна из форм объединения науки и искусства, но еще есть предметные недели, которые не обходятся без искусства.
Есть ли с Вашей точки зрения какие-то очевидные образовательные возможности у театральной педагогики? Какие специфические задачи решает конкретно театральная педагогика?
При первых встречах с родителями, я рассказываю им о том, какую значимую роль будет играть искусство в развитии ребёнка, в его дальнейшей жизни. Ведь хоровое и вокальное искусство позволяет развивать классический певческий голос, интонационный и фонетический слух, артикуляцию, устранять речевые нарушения, улучшает дыхание и кровообращение. Уроки ритмики и хореографии будут способствовать формированию у детей красивой осанки и научат их жить в гармонии со своим телом, а занятия живописью - различать богатство красок мира. Но самыми убедительными аргументами выбора школы становятся успехи их собственных детей.
Я считаю, что без Искусства нормального человека воспитать крайне сложно! Без искусствая не вижу способов воспитания ЧЕЛОВЕКА в человеке,душевности, толерантности, развития коммуникации, образного мышления, произвольного внимания.
В.В. Давыдов подчеркивал: «Без искусства личность не может выделаться».
У нас есть дети, чьи родители считают, что хор – это пустая трата времени. Дети оказываются вне коммуникации, у них много проблем с общением, с учебой. И в тоже время дети из очень сложных семей, зажатые, закомплексованные с большими психологическими проблемами преображаются на глазах. На хоровых занятиях наши хормейстеры активно вводят театрализацию. Многие произведения исполняются с движениями, это помогает ребятам ярче передавать их содержание. Я наблюдаю, насколько меняет театр, хор очень многих детей, про которых учителя говорили: «Батюшки, у доски не может двух слов связать, боится».
Без искусства нельзя развить эмоции. Но здесьпоявляется обратная сторона медали – необходимость умения управлять своими эмоциями. Учителя основных предметов, жалуются на гиперэмоциональность детей. И мы им объясняем, что искусство «вытаскивает» эмоции для того, чтобы человек научился ими владеть. У нас многие взрослые не умеют управлять своими эмоциями, а мы хотим, чтобы дети овладевали этими психическими явлениями самостоятельно. Этому надо учить с детства. И мы учимся на репетициях, на сцене, когда ребенок выступает.
Я считаю, что без искусства сложно воспитать ещеодно необходимое качество современного человека- стрессоустойчивость. Недавний пример: накануне международного театрального конкурса, педагоги с детьми поехали на генеральную репетицию. Маленькую девочку 4-го класса, не имеющую опыта выступления на сцене, но имеющую очень красивый голос вывели впервые на большую сцену. Она увидела огромный зал и замолчала! Не смогла сыграть свою роль, хотя в школьном зале все получалось. Пришлось срочно вводить в спектакль другого ребенка. Многие дети должны пройти через подобные переживания. Не у всех получается сразу, но зато полученный в детстве опыт поможет в любой профессии. Педагоги-пианисты обычно говорят, хватаясь за сердце: «ребенок ошибся! Остановился! Ужас!» Я успокаиваю, это не трагедия и не проблема! Ребенок может и должен ошибаться, иначе он не приобретет опыт стрессоустойчивости, опыт сцены, когда надо забыть про зал, погрузиться в содержание произведения, в то, что ты должен исполнить, ради чего ты вышел на сцену. Меня часто спрашивают: «У вас дети свободно чувствуют себя на сцене, как Вам это удается?». Мы стараемся, чтобы дети выступали как можно чаще, и чтобы каждый ребенок приобрел этот опыт. К сожалению, наши современные дети в семье эмоционально развиваются не достаточно. Недавно бабушка привела ребенка для записи в школу, так как родители находятся в командировке. Мы не поняли ничего из того, что говорит ребенок. Разобрали только пару слов. Спрашиваем, «Кто с тобой занимается?» - «Няня», «Что вы делаете с няней?» - «Смотрим телевизор». Вот такие дети приходят к нам. Дети-Маугли при живых родителях, дети с нянями, телевизором и компьютером. Современные дети - мультяшные, компьютерные, а к чему это ведет? К агрессии.
А как вы думаете, почему занятия искусством агрессию нивелирует?
С самых первых шагов в приобщении к искусству ребёнок становится не только потребителем новых знаний, умений, навыков, но и проводником, т.е. он сам в свою очередь приобщает к искусству окружающих. Дети учатся дарить, делать добро. Сыграл ребенок маленькую пьесу, небольшую роль на сцене, нарисовал картину, спел - он подарил своей маме или зрителям настроение. И помимо того, что он сам в этот момент получает удовольствие, раскрепощается, гармонизируется с внешним миром, он еще учится ДАРЕНИЮ. Запуская бумеранг дарения, к нему возвращается бумеранг тепла, любви. Вот дети выступают (по возможности, я стараюсь посещать все спектакли, концерты, вместе с ними выезжать на конкурсы), и я вижу, как значимо для них это выступление. Роль дарителя, роль несущего добро, меняет человека. Мне говорят: «У вас какие-то другие дети, у них есть особое свечение!» Это, действительно так. И я тоже делаю комплименты детям и радуюсь, так как вижу как растет их мастерство от выступление к выступления, как они делают успехи в творчестве, в своем развитии. Я выражаю им свой восторг, свои эмоции, и они стараются мне таким же добром отплатить.
Учителям основных предметов я постоянно говорю о роли речевой интонации. Дети, занимающиеся музыкой, театром чутко реагируют на интонацию. В этом смысле, они, как грудные малыши, вначале слышат интонацию, а не содержание. И если учитель перекрывает своим тоном содержание, они его просто не услышат. Через интонацию дети понимают, как вы к ним относитесь, и уже совершенно по-другому идет восприятие всего материала.
Если бы перед Вами стояла задача вести переговоры с московским директорским корпусом о необходимости внедрения театральной педагогики, как бы Вы аргументировали для своих коллег эту необходимость?
Не один инженер или конструктор без искусства не может состояться, потому что в его работе необходим целостный образ, надо представить себе всю разрабатываемую модель целиком.
В Москве, как во всех больших городах, есть иллюзия, что все есть и потом когда-нибудь успеем. А важно решить, что надо сейчас, потому что наши дети растут и развиваются сегодня. Если мы детям не привьем удовольствие от литературных и музыкальных концертов, от спектаклей и экскурсий, то в дальнейшем их уши, глаза и сердца будут закрыты не только для искусства, но и для семьи и общества.
Я по себе замечаю, если не получается сходить в течение месяца на концерт, в театр - не хватает эмоциональной подпитки, которая тебя держит, позволяет не болеть, удерживать поток информации. Это тот катарсис, который позволяет вырастать крыльям и позволяет жить в гармонии с самим собой. Это то, про что я постоянно говорю нашим родителям. Надо помнить, что наши городские дети не видят пейзажа за окном, не знают как выглядит корова, живут в замкнутом пространстве. Даже на дачах им невозможно никуда выбежать, потому что опасно. У них нет природного эстетического наслаждения, значит надо развивать его в школе.
Маленький аргумент. Родители принесли документы и записывают ребенка в первый класс. Спрашиваю, хотите, чтобы ребенок занимался на музыкальном инструменте? Ребенок тут же говорит: «Я очень хочу заниматься музыкой и учиться на фортепиано». Папа говорит: «Нет! Категорически! Я сам учился на скрипке и фортепиано, и никем не стал». Спрашиваю, «А Вы себя считаете успешным человеком?». Он говорит: «Да, я - коммерческий директор в крупной компании». Я говорю, «Тогда скажите спасибо своим родителям, что они научили Вас играть на скрипке и фортепиано. Именно благодаря этому, Вы - успешный руководитель, умеете общаться с людьми, у Вас другой кругозор, другое общение. Вы совершенно на другой волне общаетесь с людьми». Папа задумался и сказал: «Да, наверное, Вы в чем-то правы, все-таки будем ребенка музыке обучать!»
Искусство развивает креативность и воображение, не случайно американский социолог Ричард Флорида написал: «Инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки».
А лучше всего о роли искусства сказал Михаил Казиник (музыкант, культуролог, писатель, режиссер, актер, скрипач, крупный общественный деятель, искусствовед, исследователь в области музыкотерапии, профессор драматического института в Стокгольме и высшей школы бизнеса Скандинавии) «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки».
Оставить комментарий