Участвуйте в театральных студиях

Участвуйте в театральных студиях

С Владимиром Константиновичем Рябцевым, кандидатом психологических наук, заведующим лабораторией антропологических основ профессионального развития Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, беседует наш корреспондент Е.Крылова.

Е.К. С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром?

В.Р. Театральное искусство многогранно, оно втягивает в себя очень многие аспекты. Ребёнку точно нужно детское сообщество . Было бы прекрасно, если бы это детское сообщество осмысленно делало какое-то общее культурное дело, делало его не только для себя, но и результаты этого творческого дела были бы представлены другим. И рядом с этим детским сообществом находится взрослое сообщество , потому что ни одно из театральных объединений не обходится без поддержки родителей и педагогов.

Это креативная среда, в которую ребёнок погружается, в которой он живёт, напитывается, в которой он учится обсуждать серьёзнейшие вещи, в которой он может найти свою главную роль и проявить себя, если у него возникает желание. Сама эта атмосфера будет благоприятно сказываться на его будущем, потому что сказки, фантазии, спектакли – это то, чем должно быть насыщено детство. Должна быть фантазия, должно быть действие, и это действие можно красиво представлять. Мне кажется, что это очень хорошая  развивающая среда для ребёнка.

Е.К. Что это даёт человеку для его жизни?

В.Р. Мы в последнее время серьёзно обсуждаем, какое развитие мы обеспечиваем в наших образовательных учреждениях. Фактически речь идёт о том, что в каждом периоде детства с человеком может произойти что-то лучшее, поэтому в каком-то смысле каждый возраст самоценен. Ребёнок, приходящий в театральную студию, получает очень много. Обсуждая модели развития, выделяешь три фундаментальных вещи.

Первое – это способность к рефлексивному мышлению, способность не «проходить мимо», а задумываться. Мы много что видим, получаем много информации, но понимать суть вещей, разбираться, погружаться, углубляться… На мой взгляд, это важнейшая задача и взрослых, и образовательной системы в целом. То есть первое – это развитие рефлексивной составляющей, рефлексивного мышления.

Вторая составляющая, мне кажется, очень важная для жизни, это становление ребёнка как субъекта деятельности, потому что он будет руководить или организовывать творческую работу. И в театральной студии ребёнок может проходить разные этапы этого пути, ведь детско-взрослое сообщество, которое совместно ставит спектакли, само является таким «субъектом деятельности». Но он может также дорастать до своих миниатюр, до своих постановок, и мы обнаруживаем, что в старшем звене многие дети уже предлагают свои сюжеты, свои сказки. Что появляется? Появляется авторская составляющая, появляется замысел, появляется соорганизация с другими, со сверстниками. Меня очень поразил пример, когда студии делают пальчиковые кукольные представления, когда дети находятся за ширмочкой, и там 5-6-7 героев, и они должны сорганизоваться, и нужно поддержать друг друга, не толкнуть друг друга, не помешать друг другу.

Это очень важная составляющая, как раз связанная с развитием субъектности. Потому что я становлюсь автором своего дела, я должен сорганизовываться с другими, я ориентируюсь на то, чтобы был результат, и более того, я имею возможность этот результат улучшать. Сегодня мы сыграем так, завтра мы сыграем лучше . Ребёнок находится в ситуации, когда он занимается такой работой, которую он может развивать.

И третье, что очень важно, это даёт ребёнку опыт формирования его личностной позиции. Без обсуждения, без размышления над теми темами, которые у нас идут в театральных постановках, на мой взгляд, невозможно развитие личностной позиции. И в этом плане спектакль, который делают дети со взрослыми, - это культурная форма, в которой они могут сказать о том, что для них важно.

И даже сказать больше, потому что каждый  ребёнок, когда он играет свою роль, он вкладывает туда свой мир, своё понимание, своё мироощущение, и это есть нормальная культурная форма, когда мы можем это видеть, в это вслушиваться, это обсуждать; для личностного развития это даёт очень много. Я уж не говорю о том, что здесь он оказывается ответственным перед другими.

Мы знаем много педагогов, которые делают такие постановки, в которых каждый участник, в каком-то формате, становится главным героем. Мне кажется, очень важно, чтобы была такая ситуация, где он главный, где он понимает, что здесь он лидер. Вот три важных направления: развитие рефлексивного мышления, развитие того, что связано с человеком как с субъектом деятельности, и его личностная позиция. Очень позитивны в этом плане встречи и обсуждения с театральными студиями – что вы хотели сказать, что вы хотели воплотить, как вы понимаете, актуально ли это сегодня и сейчас, и как это проявляется сегодня и сейчас.

Е.К. Доктор психологических наук Александр Александрович Мелик-Пашаев высказал в статье «От арттерапии к артпрофилактике» идею о том, что занятия художественным творчеством в детстве в большой степени являются профилактикой против всех социальных зол, проблем. Ваша точка зрения?

В.Р. Когда мы анализировали проблему возникновения зависимости, и оказалось, что для того чтобы сформировать человека зависимого, или человека с «не тем» поведением, нужно размыть культурное основание. Фактически надо сделать так, чтобы вырастал человек, не принадлежащий никакой культуре.

Поэтому, когда ребёнок начинает входить в культурное пространство – музыкальное, литературное, театральное – у него уже начинает формироваться базовый стержень, который позволяет ему в каком-то смысле быть независимым, быть защищённым. Это первое. Второе. Один из директоров в своё время выдвинул гипотезу, которая обсуждалась на Президиуме в Российской академии образования. Он говорил, что в жизни мы пытаемся сделать жизнь более красивой. Может быть, нам надо сделать акцент на эту эстетическую составляющую? Для чего? У нас должно быть более красивое жильё, мы должны красиво одеваться, и др. Где появляется это чувство красоты, такта, меры, ритма, откуда оно берётся? И даже приводил такие любопытные примеры – когда увеличивали количество часов на музыку, танцы, театр, живопись, в результате обнаруживали, что дети более успешны по математике, физике и химии.

Этот факт заставляет задуматься: может, когда мы занимаемся таким творчеством, когда мы даём  возможность ребёнку проявлять себя, реализовывать себя, мы запускаем «м  еханизмы», которые позволят ему быть более успешным в том числе и по традиционным предметам, которые признаны важными и по которым необходимо получать высокие результаты. Мне кажется, это позволяет раскрыть детский творческий потенциал, пустить его на более мощную орбиту.

И третье. Как бы мы ни хотели обратного, но нужно видеть драматизм сегодняшней ситуации: статистика показывает тенденцию роста заболеваний на выходе из школы. Проблемы со зрением, сколиоз, другие заболевания, связанные с недостатком движения… Поэтому конечно должно быть движение, должна быть разгрузка, должно быть живое действие – та же репетиция, где дети и бегают, и играют, и шутят. И сама эта атмосфера даёт элемент разрядки, восстанавливает. Поэтому школьный театр – это и мощнейшая реабилитационная составляющая, и мощнейшая развивающая составляющая, и самое главное, это очень хорошая форма культурной жизни детско-взрослого сообщества. К сожалению, сегодня миры детей и взрослых имеют мало точек соприкосновения. А если мы не общаемся, мы не слышим, не понимаем, не творим, не встречаемся – тогда мы имеем «пласт» последствий, которых хотели бы избежать.

Е.К. Что Вы хотели бы порекомендовать родителям?В.Р. Мой простой совет – принимайте участие в работе театральны х студий . Вы получите огромное удовольствие, вы станете соучастником позитивного культурного действия, которое важно и для ваших детей, и для вас, и для ваших родителей, и для многих других людей, которые живут, творят и стремятся сделать этот мир лучше. Участвуйте в театральных студиях. И ещё – я бы рекомендовал читать журнал «Искусство в школе».

 

Автор: 
Раздел: 
Искусство в школе: 
2018
№1.
С. 60-61
Tags: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.