Некоторые мысли о всеобщем художественном образовании (Из опыта работы)

Некоторые мысли о всеобщем художественном образовании (Из опыта работы)

В детстве в кабинете рисования висел большой лозунг над доской:

«Страна, в которой учили бы рисовать, так же как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах» (Д. Дидро).

Наш замечательный учитель рисования и черчения Владимир Петрович Худяков всю жизнь следовал этим словам. Запомнились они и мне.

Так мысль о необходимости и значимости всеобщего художественного образования зародилась ещё в школьные годы.

Мысли и желания сбываются, и через несколько лет я стала учительницей рисования, попала в самые подходящие для дела условия – в сельскую школу. Шли 1980-е годы, пробовала работать по разным программам, которые были тогда – В.С. Кузина, Б.М. Неменского.

Но была в сельской школе одна сложность, из-за которой работа по этим программам не давала массовый результат: часть детей была из отдалённых деревень, где не было детских садиков. До школы дети совершенно не рисовали, с ними надо было начинать с самого элементарного. В тоже время часть класса посещали садики и кружки и могли рисовать. Встал вопрос – как же работать? Было понятно, что надо в сжатом виде быстро и  увлекательно дать основы рисования, чтобы умеющие повторили и закрепили навыки, а неумеющие научились и смогли догнать всех.

Кроме того, я смотрела на ситуацию как художник. Странно было видеть полную художественную беспомощность детей и в тоже время предлагать рисовать на темы, например, 6-й урок в 1 классе: «Какой бывает дождь» - где надо было изобразить фигуры людей под дождём, деревья, согнутые под порывами ветра и прочее, или детям постарше: «Все народы воспевают материнство».

Когда-то, на 1 курсе художественного училища, я принесла талантливому художнику-педагогу Чурину А.А. эскиз по композиции, где, как мне казалось, содержание, мысль, идея говорили сами за себя. Ответ мастера заставил задуматься о многом: «Высокие идеи, выполненные примитивными средствами, вызывают во мне чувство глубокого сожаления». Так и выходило: давали  детям высокие темы, а получались убогие и примитивные рисунки. И результат оказывался прямо противоположный – не красота, а  безобразие…

Виделось, что есть две причины сложившейся ситуации с преподаванием рисования в начальной школе - недостаточное количество часов и отсутствие чёткой системы обучения рисунку.

Часы было трудно увеличить, а вот попытаться продумать систему можно.

Вот тогда я внимательно присмотрелась к другим урокам – математике, письму, чтению. Те же самые разные дети занимались по единой программе и к концу первого класса худо-бедно, но начинали писать и читать все - и знающие буквы до школы, и не знающие. Подумалось: может, по аналогии с письмом и построить систему по обучению рисунку?

Итак, посмотрим, как у нас учат писать:

1. Элементы букв 2. Буквы.3.Слоги. 4. Слова. 5.Предложения  6. Правила языка 7. Сочинения – всё путём многократных упражнений.

Проводим аналогию – рисунок:

1. «Буквы» рисунка – линии разной формы (окружности, прямые, волнистые и т.д.) 2. «Слова» рисунка – простые рисунки, состоящие из разных линий. 3 «Предложения» - группы взаимосвязанных предметов, состоящих из линий разной формы. 4. Правила изображения (законы рисунка и живописи) 5. «Сочинение» - то есть композиция.

Верна ли эта аналогия?

Обратимся к основам - к «Великой Дидактике» Яна Амоса Коменского. Коменский стремился найти единый руководящий  дидактический принцип и единый метод обучения для всех предметов.  В главе XXI пункт IX (8) он пишет:

« … Упражнение следует начинать с элементов, а не с выполнения целых работ.

Ведь плотник не учит своего ученика сразу строить башни и замки, но учит сначала держать топор, обрубать деревья, обтёсывать брёвна, пробуравливать балки, вгонять гвозди, соединять части и т.д.

И живописец не поручает сразу новичку изображать человеческие лица, но сначала учит его составлять краски, приспосабливать кисточки, проводить линии, а затем пытается делать более грубые очертания и пр. И тот, кто учит ребёнка искусству читать, не даёт ему сразу целого текста книги, но элементы букв, сначала отдельные, потом соединенные в слоги и слова, потом предложения и пр. Так и в грамматике…, так и в диалектике… Подобным образом и в риторике…

Если таким образом мы пойдём постепенно в каком угодно искусстве, то невозможно не сделать быстрых и основательных успехов».

Каким образом вычленить элементы, «буквы» рисунка, и что они из себя представляют? Частично эта работа уже была  выполнена педагогами дошкольного образования.

Там ставится задача овладения формообразующими движениями – это то, что здесь называется элементами или «буквами» рисунка.

Изображения предметов окружающего мира по форме условно разделяют на три группы:

  1. Предметы, состоящие из линий и различных сочетаний их.
  2. Предметы круглой и овальной формы.
  3. Предметы прямолинейной формы (квадратной, прямоугольной, треугольной).

В особую группу выделялись предметы, состоящие из названных форм в их различных сочетаниях.

Я немного видоизменила эту мысль и предложила для овладения формообразующими движениями создать «Азбуку рисунка», которая содержит 5 «букв» рисунка, или 5 элементов рисунка, или 5 типов линий:

  1. Закруглённая линия (круг, овал и пр.)
  2. Прямая линия (линии, квадрат, треугольник и пр.)
  3. Волнистая линия (разные виды)
  4. Линия в форме капли
  5. Сложная линия

Почему в такой последовательности? На первом месте линии круглой формы, так как первые движения, которыми овладевает маленький ребёнок, это окружности. Все дети проходят через период «колёсиков» и  «клубочков». Прямая линия необходима для большинства рисунков, и дети обычно неуверенно владеют ею. Линия в форме капли встречается довольно часто в изображениях - это и лепестки цветов, листья, перья, огонь, архитектура,  элементы орнамента и прочее, часто вызывает затруднение у детей. Сложная линия – это сочетание всех предыдущих линий, например, лист калины – это сочетание волнистой линии и линии в форме капли.

Каким образом обучать детей по этой «Азбуке рисунка», как оказалось, подробно описано в той же «Великой дидактике» Я.А.Коменского. Я не буду здесь давать эти цитаты, желающие могут обратиться к XXI главе, пункты I – XI.

Из «Великой дидактики» следует, что рисовать надо учиться на деле, не заменяя словесным определением. Дети и так знают, что яблоко круглое, а нарисовать не могут. Упражнения должны вращаться вокруг доступного детям – в игровой форме то, что окружает ребёнка (игрушки, сказки,  герои мультфильмов, семья, окружающий быт, природа). Обучение должно происходить путём копирования, т.е. подражания образцам, которое сначала должно быть точное, а потом более самостоятельное и свободное. Образцы для подражания должны быть выполнены  на высоком художественном уровне и быть убедительными. Упражняться нужно многократно, путём частого повторения одного и того же движения.

Назвали мы эту программу «Система упражнений по рисунку». В неё входит «Азбука рисунка» из пяти типов линий, «слова и предложения» рисунка, и простые «сочинения» или композиции.

Итак, в 1 классе всю первую четверть учимся рисовать круги и овалы. У нас 2 часа в неделю на предмет «Изобразительное искусство».

Для более интенсивного овладения графическими  навыками детям выдаются прописи на печатной основе. Ребёнку надо либо обвести окружности разного размера, либо дорисовать или нарисовать сотни кругов и овалов; дорисовать бусы, воздушные шары, пирамидки, неваляшки, помочь игрушечным зверям надуть мыльные пузыри, дорисовать колёса у поезда и так далее.

Некоторые упражнения - целая сказка, например, по стихотворению В. Инбер надо из кругов рисовать маму Сороконожку, затем нарисовать всю семью – папу и сорок детей. Конечно, в классе времени хватает лишь на короткие упражнения. Но дети увлечены, они дома целыми вечерами дорисовывают и раскрашивают альбомы на печатной основе.

Пособия преподавателя:

В классе работа идёт в режиме мастер-класса. Преподаватель на доске рисует поэтапно, висит образец рисунка в цвете, на листе А3, у детей формат А4. Показав этап работы, преподаватель быстро обегает всех, исправляя неточности. В классе сельской школы  обычно человек 15, реже 20, поэтому неудачных рисунков не будет, если у кого-то не получается, преподаватель легко намечает рисунок, ребёнок обводит. Главная задача учителя – сделать образец рисунка интересным, увлекательным, вызывающим желание это нарисовать. Обычно так и бывало – дети, увидев на картинке Колобка, Чебурашку, Винни-Пуха, божью коровку, загорались, и некоторые от нетерпения начинали сами рисовать, не дожидаясь показа преподавателя. Весь урок был практическим, постепенно я поняла, что все разговоры, чтение стихов и слушание музыки, якобы для создания «настроения» - пустое, надо просто работать, как это делают настоящие художники.

Одновременно решались и живописные задачи. Учились смешивать краски, получать сложные цвета, например, коричневый из красного и зелёного, делать цветовую растяжку,  изменять светлоту и насыщенность цвета.

Завершалась первая четверть уроком «рисования на скорость», этот урок детям всегда нравится.  За два месяца навык рисования окружностей доведён почти до автоматизма. Поэтому детям предлагается за 45 минут нарисовать очень быстро целых семь рыбок, состоящих преимущественно из округлых линий.  Каждая рыбка занимала три – четыре минуты. Преподаватель быстро показывал способ рисования на доске, дети в таком же темпе повторяли. В результате за полчаса на семи альбомных листах у каждого ребёнка был целый «аквариум». Оставалось время сделать одну из рыбок в цвете. Обычно дети недовольно встречают звонок с урока, и дома в тот же день раскрашивают всех рыбок.

Вторую четверть учились рисовать прямые линии, так же в игровой форме. Графические упражнения «дождик», «дорисуй ограду», «строим дом из кубиков»; далее переходим к волнистым линиям. В этой четверти рисуем не только простые рисунки из разных линий, но уже и композиции. Так, из прямых и полукруглых линий мы рисуем картину «Город». Обычно дети, увидев этот рисунок, говорят: «Мне так не сделать». Но, посмотрев поэтапное исполнение работы, говорят: «Это же просто!» Через час наступает очередь удивляться родителям: «Надо же, наш ребёнок так нарисовал».

Вот в каких словах идёт объяснение: 1. Рисуем горку (рисуем дугу). 2. На горку ставим кубик (рисуем квадрат) 3. На кубике крыша-шапочка (рисуем дугу) 4. На крышу ставим маленький кубик. Это барабан (рисуем квадрат) 5. На барабане рисуем круг с шапочкой. Это купол.

Вот так, за пять шагов на рисунке появляется церковь. Дальше строится колокольня, дома и деревья вокруг, облака, дорожка.

Вот уже тридцать лет это задание пользуется успехом, и не только у детей. Буквально на прошлой неделе предложила родителям и бабушкам, ожидающим детей, нарисовать по этапам «Город». Всем понравился и процесс работы и результат, ведь многие взрослые считают, что они совсем не умеют рисовать.

В третьей четверти дети овладевают сложной линией. Одновременно  решаем тональные и живописные задачи: как написать небо в картине «Зимний вечер», какого цвета ранняя весна и прочее.

И рисуем композиции из разных типов линий, повторяя этапы за учителем.

Например, рисуем сказочный семейный портрет – царь, царица и царевна-Несмеяна.

                                     

К концу учебного года подходим к созданию композиций, то есть творчески применяем полученные знания. Сначала рисуем серии набросков, повторяя за учителем, первая серия архитектурная: быстрые наброски домов, башен, храмов. Затем, используя эти изображения, ребёнок должен создать свою картину на темы «Мой посёлок», «Мой город». Таким же образом всю четверть рисуем следующие композиции: «Подводный мир», «Сказочные птицы на сказочных ветвях», «Мои игрушки», «Лето».

В итоге к концу первого учебного года более-менее рисовать и составлять простые композиции начинают все дети.

Даная методика опробована мною в течение тридцати лет в разных учебных заведениях – детские сады, школа раннего развития, общеобразовательная школа, изостудия в ДК, художественная школа. В разных вариациях  «Азбука» давалась детям от 4 до 13 лет, в моей практике это быстрый способ начать рисовать нерисующим детям.

Работали по этой программе и другие учителя. Самый яркий пример – наш сын, сам в 1995-96 учебном году обучавшийся по методике «Системы упражнений по рисунку», а теперь учитель русского языка и литературы В течение четырёх лет он вёл занятия внеурочной деятельности под названием «Азбука рисования» с 1 по 4 класс. Это говорит о том, что вести занятия могут и не специалисты, а просто люди, имеющие самую элементарную (но академическую) подготовку в области изобразительного искусства и  умеющие сами немного рисовать.

Как было в первые годы Советской власти – требовалось много учителей, и учителями становись малограмотные люди, но задачу свою они выполнили – научили весь народ читать и писать.

Программы для занятий внеурочной деятельности «Азбука рисования» можно найти на сайте http://alexbutusov.ru/  в рубрике «Коллегам».

На следующем этапе была поставлена задача «учиться срисовывать» - «Кто не умеет срисовывать, тот не умеет рисовать» (Микеланджело).

В современной жизни часто  требуется умение срисовать какую-нибудь картинку, увеличить её, перевернуть зеркально и т.д. Учились так: преподаватель рисовал на доске живой набросок природных объектов, а дети повторяли за учителем, стараясь в уменьшенном размере сохранить пропорции и общее впечатление от рисунка. А затем предлагалось выполнить этот же набросок по памяти, обычно дома, через некоторое время.

Лисёнок. Рисунок в кассе за учителем          Лисёнок. Рисунок дома по памяти.

(Смирнова Лена, 8 лет, 2 класс, 1996-97 уч. г.)

Таким наброскам бы посвящён час в неделю, а всего в 1996-97 году в этом втором классе было три урока изо в неделю.

В результате к третьему классу свободно рисовать стали все.

И далее шла работа по существующим программам общеобразовательной школы.

В конце 1990-х появилась возможность работать с ребятами в рамках художественной школы. В соседней сельской школе был филиал городской ДХШ, и мы вместе перешли туда. Дети, прошедшие подготовку по «Системы упражнений по рисунку» очень отличались от сверстников из других школ. Поэтому на начальном этапе, в сжатом виде, азбука давалась всем и в художественной школе.

В ДХШ другие задачи, намного больше времени (12,5 часов в неделю) и поначалу казалось, что я отошла от задач художественного всеобуча. Но на практике получалось, что дети, глядя друг на друга, приходили целыми классами: и способные и малоспособные, и опять встала эта же задача.

Постепенно стало понятно, что и следующий этап доступен всем.

Это овладение на самом начальном уровне в игровой форме профессиональными навыками – тоном, светотенью, правилами построения световоздушной среды, основами цветоведения.

Дмитрий Николаевич Кардовский писал: «Школьная задача обучения рисунку состоит в том, чтобы найти приемы построения формы на плоскости по законам природы. Суть рисунка есть построение пластической формы на плоскости. Форма — это наш художественный язык… Надо привыкнуть форму видеть, формой рассуждать и формой работать».

Разными линиями и их сочетаниями мы овладели, теперь будем учиться  мыслить формами. Стоит задача изображать при помощи тона и светотени форму шара, цилиндра, конуса, куба и различные сочетания их. Научиться видеть и выделять в окружающих предметах основные формы.

Например, яблоко не просто круглое, это форма, близка к шару, чуть приплюснутая, имеющая вырез конической формы для плодоножки, которая - маленький узкий цилиндрик. А груша – это сочетание шара и конуса, плюс тоже цилиндрик.

Идут многочисленные упражнения  на изображение разных форм в цвете и тоне. Кажется, что это скучно – рисовать одно и то же. Но задача «спрятана» под видимость, и детям кажется, что они рисуют разное – то смешариков, то игрушки, то натюрморты.

Форма сначала как бы нарочито обрублена, постепенно подходим к более плавным переходам светотени.

Зато надо видеть восторг детей, когда у них на плоском листе получается объёмный предмет!

После таких упражнений ученики обычно без затруднений переходят к работе с натуры. Глаз натренирован, они сразу вычленяют форму предмета и не просто срисовывают очертания, а лепят тоном или цветом форму.

Большая проблема у детей – они не видят тон. Помогает нам цикл упражнений сразу кистью чёрной акварелью и гуашью. Сначала добиваемся, чтобы дети различали до пяти тонов (светлый, светло-серый, серый, тёмно-серый,  тёмный), потом доходим до 12-15 тонов.

Так же, в игровой форме, изучаем законы световоздушной перспективы1, учимся видеть десятки и сотни оттенков каждого цвета, через рисование игрушек подходим к тональным композиционным наброскам с натуры2.

В возрасте 12-13 лет мы, как настоящие художники, несколько месяцев работаем над исторической композицией: собираем краеведческий материал, делаем тональные и цветовые эскизы, пишем картину на формате А2. Дополнительно пишется небольшое сочинение о событии, которое происходит в картине.

Вот такой изобразительный минимум, по нашим наблюдениям, доступен  большинству детей, совсем малоспособные ученики выполняют задания в упрощённом виде.

Конечно, это уже очень меняет людей. Человек не испытывает страха перед рисованием, может в простом виде графически выразить свою мысль.  Люди начинают видеть, а не просто смотреть, развивается воображение, а значит, и мышление.

Кроме того, творчество – это удел всех людей, и к творчеству человек подойдёт через искусство. Мне иногда говорят – а зачем это всем детям, пусть занимаются только способные. Но буквально на каждом шагу в жизни сталкиваешься с художественной безграмотностью, с безвкусицей, с грубым и некачественным исполнением работы. И всё время появляется мысль – если бы все люди имели хотя бы основы художественного образования, то такого не было бы.

Действительно, мир изменится, если художественное образование будет всеобщим. Прекрасное войдет в труд и сделает красивым все, что выходит из рук человека. Красивы будут дома, улицы, города, обстановка домов, предметы обихода, машины, прекрасны одежды людей и весь обиход жизни.

Но для того, чтобы это претворилось в жизнь, нужно ещё много сделать.

Сейчас, когда у всех есть интернет, у преподавателей появляется уникальная возможность делиться опытом. И, наблюдая  за работой талантливых учителей из Санкт-Петербурга, Ростова-на Дону, Омска, других уголков страны, видишь, что можно бесконечно дополнять и обогащать «Азбуку рисунка» и последующую «систему упражнений» творческими находками многих преподавателей. Более того, можно полностью переделать темы и сюжеты рисунков, оставив сущность программы, последовательное овладение изобразительной грамотой. Идея, представленная здесь, нуждается в многолетней апробации, дополнении и творческом развитии.

Надеюсь, что мой опыт поможет коллегам, особенно молодым, ищущим эффективные методы работы.

Бутусова Наталия Николаевна, преподаватель высшей категории художественного отделения МУДО ДШИ №5 г. Ярославля.

_________________________________________________

  1. Наталия Бутусова «Правила построения формы в световоздушной среде», журнал «Художественная школа», №6(63) 2014 стр. 8-15
  2. Н.Н. Бутусова «Родной край в рисунках детей», журнал «Юный художник» №10 2009 год, стр. 36-39.
Рубрика: 

Оставить комментарий

Image CAPTCHA
Enter the characters shown in the image.