Десять сезонов на Пермской сцене

Десять сезонов на Пермской сцене

Десять сезонов на сцене Пермского академического театра оперы и балета имени П.И.Чайковского осу­ществляется один из приоритетных проектов театра – «Дети на оперной сцене».

Задуманный ещё в 2008 году, проект представил в совместном исполнении учащихся общеобразовательных школ и профессиональных артистов театра ряд произведений отечественной оперной классики: «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Снегурочка» и «Царская невеста» Н.А.Римского–Корсакова, «Борис Годунов» М.П.Мусоргского и оперу современного уральского композитора Дмитрия Батина «Малахитовая шкатулка».

В основе проекта лежит программа по предмету «Музыка» для общеобразовательных школ «К вершинам музыкального искусства», разработанная кандидатом педагогических наук М.С.Красильниковой («Институт художественного образования и культурологии РАО»). Программа, тематизм которой опирается на концеп­цию Д.Б.Кабалевского, рекомендует целостное изучение произведений крупной музыкальной формы: опер, симфоний, балетов, кантат. Конечно, она не предполагает представление всех изучаемых произведений на сцене профессионального театра, но возможность творческого сотрудничества профессионалов и школьников устраняет доселе непреодолимый барьер между исполнителями на сцене и слушателями в зрительном зале.

Проект, инициированный школой №9 имени А.С.Пушкина с углублённым изучением предметов физико-математического цикла города Перми, постепенно привлёк к участию десятки общеобразовательных учреж­дений города и внимание широкой общественности. На его основе было проведено несколько всероссийских и международных конференций.

Несколько тысяч школьников из Перми и других регионов России (Москва, Якутия), а также зарубежья (Казахстан, Сербия) выступили в роли полноправных участников массовых хоровых и танцевальных сцен оперных спектаклей. Десятки тысяч их товарищей и родителей стали зрителями и добрыми друзьями оперного театра. Безусловная эффективность такого творческого взаимодействия в процессе эстетического воспитания школьников определяет взаимоотношения театрального коллектива и школьного сообщества.

Подводя итоги десятилетия, представляем вниманию читателей работы участников проекта «Дети на опер­ной сцене» – победителей творческого конкурса эссе «Слово о русской опере».

Редакция отобрала для публикации эссе, посвящённые опере Д.Батина «Малахитовая шкатулка». На­зовём руководителей проведённой работы в школах г.Перми: МАОУ «СОШ №40» – В.А.Романова, учитель музыки, Т.И.Арчакова, учитель русского языка и литературы; МАОУ «Гимназия №5» – Л.А.Шавкунова, учитель музыки; МАОУ «Лицей № 9» – О.А.Дик, учитель музыки, Э.И.Ураева, учитель русского и лите­ратуры; МБОУ «СОШ № 45» – И.Г.Максимова, учитель музыки, И.А.Выймова, учитель русского языка и литературы; МАОУ «Гимназия № 8» – Н.А.Медведева, учитель русского языка и литературы; МАОУ «СОШ № 16» – Н.В.Алексеева, учитель музыки, С.А.Кавардакова, учитель русского языка и литературы.

Екатерина Толстикова,

ученица 8 «Б» класса МАОУ «СОШ №40»

По ту сторону кулис

Как хорошо, что в нашем родном крае существует замечательный проект «Дети на оперной сцене», который даёт возможность поближе по­знакомиться юным артистам с театральным ис­кусством нашей родины.

В этом году нашей школе №40 представилась возможность принять участие в опере «Мала­хитовая шкатулка», написанной талантливым композитором, дирижёром, хормейстером, пер­мяком Д.А.Батиным. Конечно же, от желающих поучаствовать не было отбоя. Специально для нас были написаны массовые сцены, изменён харак­тер танцев, при постановке которых мы учились у профессиональных артистов балета, а они у нас.

Мы очень ответственно готовились к предсто­ящему спектаклю. Несколько дней в неделю по­свящали репетициям. Несмотря на то что вставать приходилось рано, в воскресенье каждый был на своём месте и не пропускал занятий. Мы работа­ли тщательно, уделяя особое внимание каждому движению в танце, каждому слову в опере, снова и снова отрабатывая полученные навыки.

Чтобы правильно петь, надо было понять харак­теры героев, мотивы их поступков. Конечно, каж­дый знает сказы П.П.Бажова, но во время работы над спектаклем что-то приходилось перечитывать, обсуждать друг с другом. Многое понимали из ком­ментариев и советов режиссёра, актёров, нашего учителя В.А.Романовой.

И вот настал ответственный день. Несмотря на предыдущий опыт (мы второй раз  на сцене), каждый ощутил дрожь, стоя перед огромным ко­личеством зрителей. Все волновались, но чувство ответственности, возложенное на нас нашими преподавателями, было гораздо сильнее. Очень не хотелось их огорчать. Взяв себя в руки, с трудом справившись с волнением, мы вышли. Стараясь подражать профессионалам, действительно игра­ли, забыв обо всём.

Бурные аплодисменты, сотни улыбок на лицах незнакомых людей, зал неожиданно встаёт и на­чинает петь вместе с нами. Именно в этот момент чувствуешь, что значит быть чем-то единым, одним целым со знакомыми и совсем чужими людьми, когда все ощущают твоё волнение, твои эмоции, наполняющие и переполняющие зал. Неважно, где ты находишься: на сцене, в партере или на балконе – весь театр живёт и дышит одинаково.

Участие в «Малахитовой шкатулке» позволило поближе познакомиться с историей родного края, с народными преданиями, с представлениями ураль­ских рабочих о красивом и безобразном в природе и человеческой жизни. Это неоценимый опыт, который мы все приобрели, благодаря театральному искусству и нашей оперной сцене, где получаешь знания о со­вершенно ином мире, полном добра и света.

Марина Гордеева,

ученица 7 «Б» класса МАОУ «СОШ №40»

Урок творчества

Вместе с учениками нашей школы я участвовала в проекте «Дети на оперной сцене».

Мы долго готовились: слушали музыку, смотрели видеозаписи, где поют прославленные мастера. Казалось, причин для волнения нет: слова выучены, сарафан сшит хорошо, кокошник сделан добросовестно, косички заплетены. Первое дей­ствие уже началось, мы смотрим на происходящее из-за кулис.

Но вот настало время выходить на сцену. Сразу всё пошло не так, как я ожидала. Спокойствие моё улетучилось в одно мгновение. Я почувствовала на себе сотни взглядов. Казалось, внимание всего зрительного зала сосредоточено именно на мне, на том, как я пою, как дышу, правильно ли всё делаю. А ещё свет софитов и телекамера! Как трудно было справиться с собой! Я совсем не сразу обрела спо­койствие и собранность и первые секунды не только не помнила, о чём пою, не знала – дышу ли?! Потом всё время смотрела на актёров и дирижёра, чтобы увериться, что всё идет, как надо.

Вторая песня была труднее, но веселей и задор­ней. Волнение уже улеглось. Помнила обо всём, чему учили: сохранять темп, чётко проговаривать слова.

За несколько минут, проведённых на сцене, получила массу впечатлений и удовольствия. И чувство ответственности (нельзя подвести школу, своих учителей, артистов), и чувство гордости (в тот момент я тоже была оперной певицей!) переполняли меня. Хотелось, чтобы песня не заканчивалась!

Во втором действии пели другие ребята. Я по­нимала, что они испытывают тоже самое, также хотят продлить минуты выступления. Я гордилась ими, гордилась школой, своим городом, где есть такой театр, где профессиональные актёры не считают для себя недостойным петь с ребятами из обычной школы.

Мы знаем только азы музыкальной грамоты, но выступление на сцене стало для меня самым интересным, ярким, запоминающимся уроком.

После спектакля веселились, смеялись, по­зировали перед фотоаппаратом. Никто не хотел расходиться – так переполняли эмоции.

Но всё это было потом! А перед этим, стоя в двух шагах от края сцены, я поняла, какой труд вложен в каждый спектакль, в каждую спетую музыкаль­ную фразу. Теперь я знаю: театр – это не только праздник. Театр – это труд и самоотверженность всех, кто там работает. Это главный жизненный урок, который усвоили мы все.

Светлана Шишкина,

ученица 8 «Б» класса МАОУ «СОШ №40»

Подготовка к спектаклю

Мы долго готовились, чтобы выступить достой­но: репетировали танец, придуманный нашим хореографом, раз за разом повторяя движения, что­бы добиться синхронного исполнения, разучивали ноты и текст оперы «Малахитовая шкатулка».

Не всё проходило так хорошо, как нам хотелось, как ожидали. Репетировали в школе, потом – в театре под руководством режиссёра. Там пели и в холле, и на сцене. Абсолютно всех поразила от­крытость и дружелюбность артистов. Они вели себя с нами так, словно сами были детьми, тер­пеливо ждали, пока у нас правильно получится та или иная музыкальная фраза. Понимая, как нам сложно, помогали, подсказывали. Мы не про­фессионалы, поэтому для нас это был огромный труд. Можно представить, как мы ждали самого спектакля!

За несколько часов до начала уже были в те­атре: переодевались, распевались. За кулисами – огромное количество ребят из разных школ. Шум, волнение… Глаза блестят, голос дрожит… Минуты выступления на сцене пролетели как одно мгновение. Старинные русские мотивы уносили в прошлое. В них – огромная любовь к родине, к тем местам, где родился. Душевность, лиризм ис­полнения погрузили в мир сказки, где фантастика и реальность сосуществуют как нечто единое. Скромные картины быта и богатство народной фантазии – всё нашло отражение в декорациях и костюмах героев, богатых и ярких, как сама природа Урала.

Опыт участия в проекте неоценим для нас. Сейчас мы уже гораздо меньше боимся сцены и взглядов зрителей и понимаем: то, что кажется таким простыми из зала, требует большого терпения и большой работы.

Софья Сырыгина,

ученица 6 «Б» класса МАОУ «Гимназия №5»

Самые лучшие сказки

Самые лучшие сказки – сказки из детства, те, ко­торые перед сном читала мама или бабушка. А самые лучшие воспоминания – это воспоминания, связанные с родиной. А когда сказки и любимые, и про места знакомые, то их помнишь до самой старости и внукам потом рассказываешь.

Бабушка мне сказы Павла Бажова рассказы­вала. Было уже темно, бабушка, устроившись на краешке кровати и приобняв меня свободной рукой, читала: «Явилась Хозяйка Медной горы…» И ведь действительно кажется, что из балконного проёма выйдет самая настоящая Хозяйка Медной горы и поманит меня в царство своё. А из-под шкафа поползут изумрудные змейки. Страшно становится, но с интересом справиться не могу, глазками поморгала, отвернулась к стенке и даль­ше слушаю. Но Хозяйка всё равно мерещится, ведь живёт-то недалеко и дойти может до комнаты моей…

Сейчас читать сказки некогда, ведь «у меня нагрузки на английском, да на русском». Книжки тоже уже «взрослые» пора читать. Но Хозяйка со своими змейками мне продолжала сниться. Вы не можете представить, как я была рада, когда узнала, что мы идём на оперу «Малахитовая шкатулка». Я прыгала от радости, даже на календаре пометила крестиком число похода в театр, но тут началась долгая неделя ожиданий. Хотя пролетела она почти незаметно. Наступил торжественный день. Я долго крутилась у зеркала, выбирала наряд – не каждый же день с самой Хозяйкой Медной горы встретишься! Как в театр добежала, не помню, пом­ню, что в зале пока ждали третьего звонка, с ребя­тами шептали «скорее бы». Наконец-то открылся занавес. Занавес расшит камнями, словно сама Хозяйка Медной горы следила за украшением. С каждой минутой я всё больше узнавала спектакль, он был как из детского сна. А ещё я немного завидо­вала белой завистью юным артистам. Пусть они не говорили слов, но существовали очень органично, а значит были частью того счастья, что подарил нам Театр оперы и балета.

Влад Бродников,

ученик 5 «В» класса МАОУ «Лицей № 9»

Мои впечатления об участии в спектакле «Малахитовая шкатулка»

Всё началось с того, что мы узнали о невероятной возможности оказаться на сцене театра оперы и балета в спектакле «Малахитовая шкатулка». Когда я узнал об этом, то сильно обрадовался. Участниками стали ребята из  разных классов на­шей школы. Мы репетировали сцену «Частушки», которую разучивала с нами учитель музыки Ольга Анатольевна Дик. Она показывала, как правильно петь, извлекать звук, произносить текст.

Когда я приехал на репетицию в театр и ока­зался за кулисами, то был поражён тем, как всё интересно устроено в театре. Мне захотелось собственными руками потрогать реквизит к спек­таклю: кирку, камни, сделанные из пенопласта, чудесное дерево, даже пирожные, которыми уго­щали барина, заглянул в малахитовую шкатулку, постоял в домике Насти.

И вот наступило 9 марта – день спектакля. Я очень волновался, переживал, боялся опоздать. А когда вышел на сцену, сердце билось так сильно, что, казалось, выпрыгнет из груди. Ещё мне нужно было отдельно от всех громко произнести фразу: «Не даёт любовь покоя!» И я справился!

Потом артисты жали мне руку, хвалили за хо­рошую работу. Было очень приятно!

Я рад, что принял участие в таком замечатель­ном проекте – «Дети на оперной сцене»! Думаю, что в будущем ещё обязательно выйду на сцену Пермского оперного театра и в других спектаклях.

Спасибо всем организаторам, особенно нашему учителю музыки Ольге Анатольевне и моим роди­телям за поддержку!

Виктория Щелкунова,

ученица 9 «А» класса МБОУ «СОШ № 45»

«Малахитовая шкатулка»

Малахитовая шкатулка… Каждый из нас знаком с этим сказочным образом, который скрывает в себе загадочные тайны. И на этот раз тайна малахитовой шкатулки привела нас в Пермский театр оперы и балета. На сцене нашего театра впервые поставлен спектакль «Малахитовая шкатулка» по мотивам сказов П.П.Бажова. Не­обычный спектакль необычен и тем, что наряду со взрослыми актёрами в нём принимали участие и дети – представители разных школ.

Интересной оказалась мысль режиссёра рас­сказать об уральской земле, инсценировав удиви­тельные сказы нашего земляка – Павла Петровича Бажова. Многие знакомые нам с детства сюжеты были воплощены и представлены на сцене при по­мощи языка музыки.

У юных актёров было волнение, но играли они уверенно, как настоящие мастера оперной сцены. Мне было легко понимать всё происходящее, так как мы на уроке музыки изучали «Малахитовую шкатулку» и подробно разбирали её эпизоды на уроках  литературы в V классе.

Особое внимание зрителей было приковано к тому, как завораживающе звучала музыка, какой удивительно неземной голос был у Хозяйки Мед­ной горы, как органично одна картина сменяла другую – и всё это очень красивое действо!

После просмотра спектакля я поняла, что Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, му­жественных, творчески одарённых людей. В её распоряжении все подземные сокровища и кла­ды, которыми она может распоряжаться по сво­ему усмотрению. Вот и распорядилась она своим богатством,  и подарила Степану Малахитовую Шкатулку с украшениями внутри. Медной горы Хозяйка – это символ богатства уральской земли. Уральские самоцветы прославили наш край по всем землям и далёким странам. И особенно по­читаем удивительный камень малахит, о котором сложено много легенд.

Финал спектакля был настоящим единением и актёров, и зрителей. В эпилоге хор на сцене и в зрительном зале исполнял гимн уральской земле. Многих из нас переполняло чувство гордости и радости от мысли, что мы живём в таком древнем и прекрасном крае. Спасибо за такое событие, ко­торое помогло обычным подросткам почувствовать себя настоящими актёрами и получить вдохнове­ние от музыкального подарка городу под названием «Малахитовая шкатулка».

Виктория Москвина,

ученица 7 «В» класса МАОУ «Гимназия № 8»

Опера… Опера? Опера!

Просыпаюсь под трель будильника. Что-то на­доела мелодия, надо сменить… Завтракаю,  а из телевизора то один напев, то другой: мама, собираясь на работу, щёлкает пультом, бродит по каналам. Иду в гимназию и даже не слышу, что кто-то окликает: в ушах наушники от плейера. Да, звуки целый день в ушах. Текут, плывут, не раздражают… Правда, и внимания особо не задер­живают. Музыка стала просто фоном жизни. Но всегда ли так?

В начале марта мы ходили в театр. Мама гово­рила, что когда-то в наш оперный было не достать билета. Сейчас не так. Мы и пошли-то просто по­тому, что на сцене будут ребята из нашей школы. Ну, поглядим.

Второй раз в жизни вижу живого композитора. Невысокий, лысоватый, с бородкой. Он что-то гово­рит, потом ещё выступают люди. А потом музыка… Нет, она вправду другая. Даже слова не подберу. Сильная? Нежная? Глубокая? Актёры красивые. Степан особенно – стройный, молодой, подвижный, не просто номер исполняет, глядя в зал, а играет. Ему веришь. И ребята наши молодцы. Девчонки высоконькие, ведут свои хороводы – от настоя­щих актёров не отличишь. Мальчишки, конечно, маленькие, но и это оправданно: на уральских заводах трудились с малолетства. Но я почему-то за сюжетом не следила, мне хватало музыки. Она рассказывала больше слов. Её хотелось слушать. А когда в самом конце все дети встали и запели вместе с актёрами, я вскочила тоже, хотя не знала слов. В этом было что-то особенное, захватывающее.

Я поняла, что хочу ходить в оперный театр. Я поняла, что музыка – это не звуковой фон, а боль­шое искусство.

Елизавета Завьялова,

ученица 7 «В» класса МАОУ «Гимназия № 8»

Тропка к большой сцене

Мне всегда хотелось стать актрисой. Может быть, поэтому с особым удовольствием я вы­полняла задания по литературе и словесности, если надо было что-то инсценировать. В своей пятёрке за такие задания я была заранее уверена. Меня хвали­ли, но это всё-таки не то.… Это не настоящая сцена.

А вот некоторым моим ровесницам повезло больше. Их взяли на большую сцену. Из всех пермских театров оперный – самый знаменитый. Говорят, на его спектакли когда-то специально из Москвы приезжали. В балет нам, конечно, не попасть, этому надо всю жизнь отдать, а вот опе­ра… Не скажу, что она проще, понятнее, но ведь многие певцы даже движутся на сцене мало. Тут главное – голос. И осенью в гимназии начались прослушивания.

Скажу честно, я не верила, что из этого выйдет что-нибудь серьёзное. Но на спектакль я всё-таки пошла. Наши были заняты в первом действии. Я издалека даже не всех и узнавала. А если в бинокль не смотреть, то отличить девчонок от настоящих актрис трудно. Ольга Мальгина, играющая На­стеньку, ничуть не выше их и двигается также. Сижу, завидую. Может, если бы пошла на прослу­шивание, и я бы сейчас блистала в свете софитов… Только наш класс нынче не взяли! А могло бы случиться и совсем иное: вдруг бы я поняла, что сцена – это не моё, что слишком много надо затра­тить усилий на репетиции ради того краткого мига триумфа на настоящей сцене. А вдруг бы меня ещё и на прослушивании забраковали?

Как жаль, что в нашем городе нет проекта «Дети на драматической сцене»! А ещё бы лучше в оперетту! Нет, всё-таки здорово, что у нас в Перми есть такой проект «Дети на оперной сцене», что многие ребята могут найти свою тропку в большое искусство!

Анна Можаева,

ученица 7 «В» класса МАОУ «Гимназия № 8»

Новое слово про старый сказ

В прошлом году наши ребята приняли участие в спектакле «Царская невеста» через проект «Дети на оперной сцене». Все восторгались, а я отнеслась как-то спокойно.

Нынче в марте тоже ничего особенного не жда­ла. Опять будут солидные, но неестественные деко­рации, размалёванные актёры, непонятные слова. К моему удивлению, впечатление было совсем другим, какими-то условными и одновременно сказочными были и декорации,  и костюмы.

Вот берёзка. Так дети рисуют: вместо кроны – круг, а листочки едва намечены. Ещё бы написать «Берёза» – просто театр Шекспира! Вот горы. Все уступами, какие-то изломанные, вроде условные, а ведь в природе именно так и бывает.

Вот Хозяйка. Конечно, она должна отличаться от обычных людей. И постановщики придумали интересный ход: она не переступает, а ездит на какой-то подставке, причём платье очень длинное и возвышение скрывает. Нарушены пропорции человеческой фигуры, но ведь она не человек!

А какую роль играет в спектакле свет! Всё си­яет, искрится, сверкает. Драгоценности сделаны, похоже, из зеркал, потому блеск многократно уси­ливается.  А сцены в забое на контрасте тусклые, темноватые, одноцветные.

Спектакль получился необычным, ярким, со­временным, а самое главное – нескучным.

Ульяна Горбунова,

ученица 7 «В» класса МАОУ «Гимназия № 8»

Открой, шкатулочка, секреты!

Мне казалось, что всё я про малахитовую шка­тулку знаю, ничего нового мне постановщики не откроют. Даже программку покупать не стала. А напрасно! Сначала удивил Степан: зачем-то срывал ленточки с берёзки. Ведь это же хорошая традиция – украшать деревья. Наши выпускники после По­следнего звонка это делают прямо на территории гимназии, и мы ждём своей очереди. Чем плохо-то? Потом появились какие-то странные персонажи – не то черепахи, не то гномы, не то инопланетяне. Вот уж про них-то ничего Бажов не писал! Но смотреть за ними было интересно. Ползают, танцуют, прячутся, возникают ниоткуда. Видимо, это духи горы, слуги Хозяйки. А потом произошло настоя­щее чудо: один из камней стал прозрачным, в нём возникла мерцающая фигурка, изгибающаяся в такт прекрасной мелодии. Думаю, что не только я поняла, что у камня есть душа, только открывается она не каждому. Может быть, Степан награждён Хозяйкой не только за смелость, а за то, что встал на защиту природы. Может быть, не надо нам вме­шиваться в её жизнь, даже привязывая ленточки к берёзкам. Следы человеческой деятельности для природы губительны. Кто её защитит? Ведь уже и так нанесён непоправимый ущерб: на Урале боль­ше не добывают малахит. За что на нас осерчала Хозяйка? Наверное, есть за что…

К сказам Бажова я всегда относилась, как к сказке, видя в них прежде всего развлечение. А шкатулка-то оказалась с секретом, она дала мне нынче серьёзный урок, заставила задуматься об экологических проблемах современности, пере­смотреть своё отношение к природе.

Валентина Истомина,

ученица МАОУ «СОШ № 16»

«Малахитовая шкатулка»

Седьмого марта текущего года в Пермском театре оперы и балета я слушала оперу перм­ского композитора Дмитрия Батина «Малахитовая шкатул­ка» по мотивам сказов Павла Бажова. Безусловно, мне опера очень понравилась. Первое, на что я обратила внимание, – это красочные декорации на сцене. На меня нахлынули детские воспоминания об этом театре, когда я впервые туда попала вместе с моими родителями на спектакль «Сказка о Золушке». Но теперь впечатления совсем другие, а ведь и та, и эта опера написаны по мотивам сказок.

Просто, наверное, взрослея, мы совсем по-другому воспринимаем окружающий мир.

Очень интересно было наблюдать затем, как герои передвигаются по сцене, танцуют и, конечно же, поют. У каждого из них неповторимый голос, характер и костюм.

Рассмотрим,  к примеру, образ  Настеньки. Это молодая, скромно одетая девушка, мечтающая получить «вольную» и создать семью. Её чистый и лёгкий голос навеял на меня чувство жалости и грусти.

Мне понравилось, как артист Алексей Све­тов сыграл образ Степана – мужчины крепкого, сильного, который во имя любви идёт на сговор с Хозяйкой Медной горы, тем самым обрекая себя на гибель.

Очень ярко образ Танюши сыграла артистка Ольга Рапецкая. Когда я слушала тонкий и звонкий голо­сок этой героини, у меня бежали мурашки по телу.

Но из  всех героев мне больше всего понравился образ Хозяйки Медной горы, сыгранный Натальей Буклага. Подтверждение властности, величествен­ности мы видим в роскошном наряде, головном уборе в виде сверкающей короны, многочисленных украшениях. Хозяйка Медной горы таинственна и могущественна, холодна и величава, что пере­давалось низким голосом, «колючей» интонацией и низкими нотами музыкального сопровождения.

А ещё на сцене вместе с профессиональными артистами танцевали дети, пермские школьники. Некоторые из них иногда забывали движения во время исполнения ярких, образных танцев, но всё это добавляло к впечатлению от спектакля радост­ные и весёлые нотки.

Я с удовольствием погрузилась в поэтическую атмосферу и самобытную красоту сказов Бажова, и ещё долго буду вспоминать этот вечер, ведь опера «Малахитовая шкатулка» заставляет задуматься о нравственных  и духовных ценностях.

Автор: 
Раздел: 
Искусство в школе: 
2018
№5.
С. 55-60
Tags: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.