Актерское искусство
Современный словарь-справочник по искусству
АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО — искусство создания сценических образов; вид исполнительского искусства. Исполняя определенную роль, актер как бы уподобляет себя лицу, от имени к-рого он действует в спектакле. Материалом для этого ему служат собственные природные данные: речь, тело, движения, мимика, как и его наблюдательность, воображение, память и пр. Особенностью актерского искусства является то, что процесс творчества в конечной стадии совершается на глазах у зрителя, в процессе спектакля. Методы и формы А. и. различаются в зависимости от видов театрального искусства (драма, опера, балет, пантомима и т.д.), от драматургических жанров (трагедия, комедия, фарс и др.). В современном театре актерское искусство находится в тесной связи с искусством режиссера, единство постановочного решения спектакля потребовало воспитания в актере чувства ансамбля.
Актерское искусство зарождается в формах ритуального действа. Истоки западноевропейского театра — в театре Др. Греции. Первым известным актером был Фесций (кон. 6-5 в. до н.э.). В средние века А. и. развивалось в деятельности гистрионов, жонглеров, на Руси — скоморохов. В 16-17 вв. в Италии, в комедии дель арте, появились первые актеры-профессионалы, получившие общеевропейскую известность: И. Андреини (1562-1604), Н. Барбьери (ум. после 1640), Дж.Бьянконелли (1618-1698), Т. Мартинелли, Т. Фьорилли (1608-1696). Они владели мастерством импровизации, создавали разные варианты постоянного образа-маски. В Испании прославились Д. А. де Пеньяфель (ум. 1643) и X. Вака (1589-1653?), в Англии — близкий к Шекспиру трагик Р. Бербедж (1567-1619), глава труппы театра «Глобус» — актер, великолепно владевший искусством перевоплощения, мастерством живой и страстной декламации. Театр классицизма впервые подчинил А. и. определенным эстетическим канонам. Яркие актеры этого периода — Бельроз (ум. ок. 1670), Флоридор (1608-1671) и др. выступали в пьесах П. Корнеля и Ж. Расина. Театральная реформа Мольера нашла выражение в искусстве Ш.В. Лагранжа (1639-1693), повлияла на знаменитых актеров следующего поколения М. Барона (1653-1729) и А. Лекуврер (1692-1730).
Крупнейшими актерами 18 в. были М. Дюмениль (1713-1802), И. Клерон (1723-1803), к-рую Д. Дидро считал идеальной актрисой, А.Л. Лекен (1729-1778), создавший титанические образы, пронизанные идеями свободолюбия и гражданственности. У великого актера Ф.Ж. Тальма (1763— 1826) и в образах тиранов, и в фигурах героев-патриотов ощущались новые, предромантические черты. С др. стороны, выдающийся англ. актер Д. Гаррик (1717-1779) перерабатывал классицистические приемы игры, приближая их к реализму. Монолог в его исполнении звучал как внутреннее раздумье, а сценическое действие наполнялось психологически насыщенными игровыми паузами. Великий нем. актер Ф.Л. Шредер (1744-1816) переработал традиции классицизма, стремясь к выражению повседневного, к опрощенному стилю игры.
Европейское А. и. романтизма связано с именами Г. Модены (1803-1861), А. Ристори (1822-1906), в Англии — знаменитого трагика Э. Кина (17797-1833), во Франции — П. Бокажа (1799-1862), Фредерика-Леметра (1800-1876), прошедшего путь от романтизма к реализму.
В творчестве фр. актрисы Э. Рашель (1821-1858) живая страсть звала к подвигу. В Италии искусство Э. Росси (1827-1896) и Т. Сальвини (1829-1915), поражавшее эмоциональностью и в то же время логикой и последовательностью развития характеров, стало большим достижением реализма в А. и. Виртуозного технического совершенства в разработке образа, выразительности слова, мимики, жеста добивались англ. актер-режиссер Г. Ирвинг (1838-1905), фр. актер Б.К. Коклен-старший (1841-1909). Последний отрицал необходимость актерского переживания, настаивал на замене его рационалистически выверенным мастерством. Актеры-реалисты 2-й пол. 19 в. (Ж. Муне-Сюлли и др.) стремились к индивидуальности стиля, были против эстетической нормативности. Критики подчеркивали резкое отличие актрис-современниц, нередко выступавших в одном репертуаре: фр. Сары Бернар (1844-1923) и итал. Э. Дузе (1858-1924). Сара Бернар демонстрировала виртуозное мастерство; Э. Дузе несла на сцену тревогу, боль, ее игра покоряла искренностью и глубиной чувства. В кон. 19 в. складывается тип режиссерского театра, в основе к-рого лежит принцип ансамбля, единого художественного решения спектакля, подчиняющего себе все его элементы. В 20 в. под руководством режиссера М. Рейнхардта (1873-1943) и др. вырастает новое поколение актеров, из к-рых наиболее известен А. Моисси (1880-1935). Они достигали особой тонкости психологического рисунка, правдивости и человечности своего искусства. На А. и. 20 в. большое (и разное) влияние оказали Станиславский и Брехт.
На Руси профессиональное А. и. развивается в 18 в. Актеры — «охочие комедианты» — снимали помещение и брали плату за вход на свое представление. Яркий пример — труппа Волкова, ярославского любителя, а впоследствии — крупнейшего актера, создателя первого русского государственного публичного театра в Петербурге (1756). Кроме него ведущими актерами классицизма в России были И. Дмитревский (1734-1821) — в трагедии, А. Крутицкий (1754-1803), С. Сандунов (1756-1820) — в комедии. В кон. 18 — нач. 19 в. идея природного равенства людей, критика рабства и угнетения раскрывались в А. и. сентиментализма. Представителем этого направления был В. Померанцев (ум. 1809), к-рый восхищал Н. Карамзина способностью отдаваться чувству и выражать его.
В А. и. русского романтизма преобладающее значение получают вдохновение, воображение, утверждается роль свободного творческого гения художника. Такими художниками были А. Яковлев (1773-1817) и в особенности Е. Семенова (1786-1849); в созданных ею образах мастерство и гармоническая ясность воплощения замысла не стесняли «порывов истинного вдохновения», к-рыми восхищался А. Пушкин. В сер. 30-х гг. соперничали два великих трагических актера: романтический — Мочалов и «классицистский», рациональный — В. Каратыгин (1802-1853).
Реалистическое направление А. и. развивалось на разных этапах Щепкиным, А. Мартыновым (1816-1860), П. Садовским (1818-1872), их учениками и последователями: С. Шумским (1820-1878), И. Самариным (1817-1885), С. и П. Васильевыми (1827-1862, 1832-1879), В. Давыдовым (1849-1925) и др. Принципы реализма развивают глубокий художник А. Ленский (1847-1908), темпераментная, тяготеющая к яркой, эмоциональной игре Г. Федотова (1846-1925), трагическая, порывистая П. Стрепетова (1850-1903), ироническая, безошибочная в своем острохарактерном рисунке М. Савина (1854-1915), блестящий импровизатор, актер огромного творческого диапазона К. Варламов (1848-1915), великая Ермолова, А. Южин (1857-1927), Ф. Горев (1850-1910), Ю. Юрьев (1872—1948) и др. Искусство В. Комиссаржевской (1864—1910) подкупало зрителей простотой и естественностью; в трагические моменты ей удавалось проявить потрясающий зрителя подъем сил. П. Орленев (1864-1932) — актер трагедийного дарования, родоначальник нового амплуа в рус. театре — «неврастеник», владел искусством тонкой психологической разработки роли. Психологической глубиной отмечено сложное творчество И. Певцова (1879-1934). На рубеже веков стала формироваться школа А. и. Московского Художественного театра с характерным для нее чувством ансамбля, правдой актерского самочувствия. Ее создатель — великий актер Станиславский. Особое место в истории А. и. занимает творчество и теория Мих. Чехова.
Современный театр предъявляет к А. и. новые требования, связанные, в частности, с синтезом театральных традиций разных народов. В 1970 г. в Париже открыт Международный исследовательский центр театра, где изучается взаимодействие культур в современном мире. Основатель центра крупнейший режиссер П. Брук сочетает в своих спектаклях элементы разных художественных культур (индийской, персидской, европейской и др.) (см. также Александрийский театр, «Глобус», Искусство киноактера, «Комеди Франсез», Малый театр, Московский Художественный театр и др.).
в раздел : словарь терминов / таблица
Оставить комментарий