Комментарий на статью "Искусство не для искусства"
Комментарий на статью "Искусство не для искусства"
Читая статью Александра Александровича Мелик-Пашаева «Искусство не для искусства, или От Арттерапии – к Артпрофилактике», мы вспоминаем слова Елены Ивановны Рерих из одного её письма: «Известно, что прекрасные произведения искусства имеют в себе дар целительный, и мы имели немало случаев убедиться в этом. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытые, ибо, как сказано: «Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас» (Е. Рерих. «Письма в Европу. 1931–1935»).
А для того чтобы сердце, ум и глаз детей могли воспользоваться воздействием искусства, АА. Мелик-Пашаев и его коллеги уже много лет борются за серьёзное отношение к художественному образованию в школе. Средством и целью художественного образования они считают творчество самого ребёнка во всех разнообразных его видах. «Творчество – это не какое-то особенное занятие особенных людей, это нормальное состояние нормального, здорового человека», – не устаёт повторять автор. Следовательно, можно сказать, что «дар целительный» имеет не только восприятие произведений искусства, но и собственное творчество детей. Музыкантами и художниками станут лишь некоторые из них, но, заряжённые творчеством, они перенесут его на любую выбранную профессию, на любую сферу жизни.
Однако сегодня только энтузиасты, которым с великим трудом «продляют вид на жительство на выселках образовательного пространства РФ», понимают незаменимость ничем художественного образования. Похоже, больше никому до этого нет дела. Грусть вызывают и многие родители, которые к художественному образованию детей относятся, как Дмитрий Ларин к книгам: «он, не читая никогда, их почитал пустой игрушкой».
Одиночество энтузиастов «позволяет чиновникам беспрепятственно выдавливать искусство из школы» (ещё одна цитата, вообще цитировать хочется всю статью).
АА. Мелик-Пашаев обосновывает свою точку зрения не только собственными наблюдениями, опытом и раздумьями, но и многочисленными ссылками на труды специалистов в данной области. Как показывает литература, вся организация школьного образования, начиная с конструкции школьной мебели и кончая отсутствием творчества в жизни учеников, приводит к различным расстройствам нервной системы, к ранней наркотизации, асоциальным формам поведения и т.п.
Статья, что нечасто бывает сегодня, написана просто и вдохновенно-убедительно. Это крик о помощи, обращённый ко всему нашему обществу.
Когда оно услышит этот крик?!
Граник Генриетта Григорьевна, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Психологического института РАО, зав. лабораторией «Психологические основы разработки школьных учебников».
Борисенко Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории Психологического института РАО.
Оставить комментарий