О Рождестве после Рождества…

О Рождестве после Рождества…

Едва ли найдётся сегодня разумный человек, даже среди неверующих, который усомнится в том, что освоение религиозной культуры своего народа и человечества – необходимая составляющая полноценного общего образования. И едва ли найдётся разумный человек, даже среди верующих, который не видел бы, сколько трудностей, а то и опасностей, связано с преподаванием такого предмета в десятках тысяч школ многоконфессиональной страны. Но предмет существует, кто-то как-то должен его вести, и мы – хотя бы в силу теснейшей связи религии с художественной культурой – должны принять в этом посильное участие.

С чего же начать? С перечисления теоретических, этических и практических проблем подобных курсов? Но, во-первых, всех проблем не предугадаешь, а во-вторых, одного этого перечня хватило бы на весь журнал. С конкретных советов и рекомендаций? Но мы совершенно не готовы их предлагать, для этого нужен опыт и его осмысление.

С этого и начнём: просто предложим вам несколько текстов, без комментария, и попросим вас ответить для самих себя на ряд вопросов. Отличаются ли чем-либо существенным предлагаемые подходы? Если – да, то чем? Какой лично вам ближе, и по чему ? Чем вы готовы воспользоваться, воспроизвести или применить в вашей практике? Что, возможно, вызывает у вас возражения с точки зрения адекватности реальной образовательной ситуации, с точки зрения возрастной психологии, самой стилистики общения или в каком либо ином отношении? Какие отдаленные результаты преподавания вы прогнозируете в каждом из этих случаев, и т.д., и т.п.?

Просим учитывать, что урок Л. Вишняковой разработан для 3-го класса обычной общеобразовательной школы, то есть направлен, в первую очередь, на освоение христианско-православной культуры. О. Александр работает в сельской православной школе, а митрополит Антоний рассказывает о практике приходской школы за рубежом и даёт советы верующим семьям и священникам.

Выше мы просили вас ответить на наши вопросы «для самих себя», но на самом деле мы, конечно, хотим большего! Ввиду трудности, значимости и новизны проблемы очень важно, чтобы вы обнародовали свои мысли, советы, сомнения и на ходки для широкого профессионального обсуждения. Ваши соображения мы будем размещать на сайте журнала, а наиболее проблемные тексты – в самом журнале.

И еще одна просьба, которую мы безуспешно повторяем с тех самых пор, как у нас появилась рубрика «Религия и художественное воспитание»: мы обращаемся к представителям всех религий и конфессий России с призывом рассказывать о том, как в их практике религиозная традиция проявляется в общем и, в первую очередь, в художественном образовании–воспитании. За долгие годы нам удалось разместить лишь считанные публикации, посвящённые протестантской, мусульманской, иудаистской и буддийской образовательной практике, да и те мы обычно добывали сами, разыскивая и «допрашивая» носителей соответствующей традиции.

Коллеги, откликнитесь! Ведь понимание многогранности религиозного опыта и связанного с ним художественного воспитания – одно из условий того, чтобы освоение каждой отдельно взятой религиозной традиции стало силой, духовно развивающей и объединяющей российских детей!

А.М.  

Искусство в школе: 
2015
№2.
С. 29-29.
Tags: 

Оставить комментарий

12 + 5 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.