Детский театральный фестиваль

А. Гончарук, преподаватель МГПУ им. В.И. Ленина, кандидат педагогических наук

Детский театральный фестиваль

Во время зимних школьных каникул на базе Московского ТЮЗа впервые прошел международный фестиваль «Театр, где играют дети». По существу он положил начало реализации давнишней мечты ребят и взрослых о дружбе и совместной художественной деятельности, провозглашаемой движением ассоциированных школ ЮНЕСКО, Союзом театральных деятелей СССР, центром детской дипломатии Комитета защиты мира и экологическим центром ЦК ВЛКСМ, секцией эстетического воспитания Московского городского отделения Педагогического общества РСФСР.

В процессе подготовки и проведения фестиваля нашлось применение талантам, способностям, энергии р энтузиазму всех желающих — юных и не столь молодых инициаторов праздника. Все было важно — от оформления помещения до участия в торжественных церемониях открытия и финала, от музыкального сопровождения до прозаического дежурства «на вахте», от написания сценария постановки до ее творческого осуществления в виде премьерного спектакля, от издания информационных бюллетеней и стенгазеты «Кулисы» до организации культурной программы в часы досуга.

Открылся фестиваль торжественным сбором на Советской площади у памятника основателю Москвы Ю. Долгорукому и праздничным шествием к переулку Садовских, к колыбели отечественного детского театра — ТЮЗу. Именно здесь в суровом 1918-м он и возник, и на этой сцене талантливо блистали в «Маугли» и «Соловье» несравненные М. Бабанова, В. Барсова, И. Ильинский.

Итак, мы на Советской площади. Вокруг неугомонные дети, взволнованные взрослые, дрессированные медведи и собаки. И несмотря на то, что порывы холодного ветра уносят в небо связки разноцветных шариков, которые мы не в силах удержать озябшими руками,— всем очень весело. Раздаются звуки праздничных фанфар, и под музыку духового оркестра мы бодро маршируем по Тверской улице. Прохожие радостно машут нам руками и кричат слова приветствия. Вот и ТЮЗ. В фойе и в обеих рекреациях театра расположились декорации сцен из детских классических спектаклей, кругом — бесчисленные игрушки, куклы, огромные надувные мячи, в которые нужно обязательно поиграть, — иначе попросту не пройдешь в зал. В холле — танцы, песни, угощение, обмен значками, адресами, а главное — хорошим настроением, бодростью, оптимизмом. Рассказы сверстников о себе, своих странах, надеждах и помыслах...

И вот ребята на сцене. Идут спектакли: «Сказка о Единороге» («Юникорн театр» — Лондон, Великобритания), «Маленький принц» по А. де Сент-Экзюпери (Вал-ленсбак, Дания). Работы отечественных детских театральных студий: опера «Лесная сказка» (театр «Коломбина», Таллинн), спектакль «Муха-Цокотуха» по К. Чуковскому (экспериментальный театр «Синтез» из Гомеля) и спектакль «хозяев» — класса — центра музыкально-драматического искусства «Эники-Бе-ники» (театр-спутник Московского ТЮЗа, экспериментальная педагогическая площадка МПГУ им. В.И. Ленина, Госкомобразования СССР и педагогического общества РСФСР).

Ярко проявилось детское театральное самодеятельное творчество в игре, проблемно-логической интеллектуальной импровизации, юморе, оптимистичности, в экстазе совместного поиска. И незаметно преодолевались и «языковый барьер», и «родимые пятна» недавних еще лет «холода» и конфронтации, создавались новые, нетрадиционно-новаторские и более крепкие, перспективные традиции дружбы, взаимопонимания.

К примеру, во многих мизансценах «Единорога» один из персонажей (очевидно, русский) — Медведь — произносит, наряду с остальным текстом по-английски, всем нам до боли знакомое слово: «Друг!», за которым следует резко позитивные изменения в «коллизиях» персонажей постановки/ И трудно сказать, чего более ожидали сидящие в зале — развязки увлекательного сюжета или очередного возгласа: «Друг!..», приводившего всех: и юных артистов, и сотворцов их «действа» — в неописуемый восторг. Британские ребята продемонстрировали красивую пластику, приятную мимику, галантность и этикет.

О «Маленьком принце» датских девушек, решенном в необычной, пантомимической манере, московский школьник А. Дымской высказался так: «Это очень красивая, философская сказка об истинном смысле жизни и об извечной проблеме «отцов и детей». Маленький Принц живет, по его глубокому убеждению, нормальной человеческой жизнью: он любуется закатами, прочищает вулканы, поливает розы и выпалывает баобабы». И не откажешь в контрастности суждений юному критику, осуждающему «взрослых людей, которых Маленький принц встречает во время своего путешествия на других астероидах,— жалких пьяниц». И нельзя не оценить осознанности и категоричности реплики моего юного собеседника: «В наше время, видимо найдется много желающих поспорить на тему, что спасет мир: красота или практицизм? Не ждите, что, посмотрев спектакль, вы найдете ответ на этот вопрос, — настоящее искусство никогда не дает готовых рецептов. Но все-таки, снисходительно улыбаясь некоторой наивности Принца, давайте не будем забывать, что Король может оказаться глупым и злым, а «корни баобаба способны разорвать планету на мелкие кусочки». Так что да здравствует Маленький принц, который продолжает верить в добро, — «мы в ответе за всех, кого приручили!».

Также в танцевально-панто-мимической форме донесен до маленьких зрителей и молодых ценителей искусства сюжет детского спектакля «Гиппотигрис». За желанием красно-полосатого зебренка (не такого, как все!) дружить со своими черно-полосатыми сородичами просматриваются, очевидно, и элементы сложных современных межнациональных отношений, и протест детей с разным цветом кожи против расовой дискриминации, еще имеющей, к сожалению, место в сегодняшнем мире. Развязка спектакля: большая красно-полосатая зебра, спасая ценой своей жизни черно-полосатого малыша от агрессивного льва, помогает своему маленькому собрату быть наконец принятым и обласканным противоборствующим «кланом». Как набат, звенит в сознании мысль: не лучше ли всем нам, пока не поздно, обернуться друг к другу не только лицом, но и душой и сердцем, не доводя мелкие противоречия до крайности, обострения, катастрофы и отчаяния! Ведь так много на Земле светлого, доброго, общечеловеческого!

Опера «Лесная сказка», не сходящая уже два года со сцены таллиннского театра «Коломбина», — притча о добре и зле. Многие эстонские девочки — участницы фестиваля говорят: «Тех принцев, которых мы видим в постановке, нам хотелось бы видеть и в жизни. Но пока это — только мечта».

Не могла не порадовать гомельская «Муха-Цокотуха». Настолько ребята охвачены собственным лицедейством, пением, танцами, прекрасным текстом классика детской литературы, что, наблюдая за ними, невольно забываешь о трагедии 1986 года на Чернобыльской АЭС — ведь Гомельская область очень сильно пострадала тогда... И нельзя не быть благодарными инсценировщику, постановщику и автору музыкального оформления В. Курдюмову, талантливым маленьким исполнителям В. Сарвировой, А. Мартынову, С. Макееву, П. Харланчуку и А. Мнацаканяну. Дети не только борются на сцене со злобным и коварным Пауком — стихийным бедствием, высмеивают трусливых предателей — Козявочек и Тараканов, но и пропагандируют ценность истинной дружбы, взаимопонимания и помощи, проявленных в трудную минуту и в часы благополучного досуга.

Спектакль «Эники-Беники» гостеприимного театра-спутника Московского ТЮЗа под руководством С. Казарновского для столичной публики уже не нов. Поставленный по мотивам разнообразных по жанру русских народных сказок в динамичной манере мюзикла, он не только помогает предельно ярко самореализоваться юным актерам, но и «зажигает» зал, в котором каждый, независимо от возраста, национальности, наличия или отсутствия музыкального слуха и голоса, первоначального настроения, ощущает братское по духу единение с себе подобными, не стесняясь горланя: «Ели вареники!..»

Мы надолго сохраним воспоминания о таинственной иллюминации, завороженных театральным действием деревьев переулка Садовских. Громадный шар и куклы в корзине под самой крышей дома, финальный фейерверк, песни, танцы, улыбки, артистизм, грация, взаимопонимание и сострадание к чужой боли, сотворчество не поддаются, к счастью, никаким прозаическим «методикам» и «рамкам».

Только в таком ансамбле «божества и вдохновенья» может формироваться целостность и разносторонность каждого детского самодеятельного театрального творческого коллектива. Фестиваль показал, что искусство, творчество и юность — поистине непобедимы!

Раздел: 
Искусство в школе: 
1991
№1.
С. 71-72.
Tags: 

Оставить комментарий

3 + 0 =
Решите простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.